Преподобный Тит,
подвизавшийся в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря и
достигший преклонных лет в духовной чистоте и великом смирении,
поведал братии повесть о своей жизни, «о том, как Божий гнев открывается в ответ
на гнев человеческий, а мир Господний, всякий ум превосходящий, нисходит на
человека, мира взыскующего, соблюдая его душу, сердце, тело и разум».
Был у преподобного Тита некогда близкий друг, инок того же монастыря — диакон
Евагрий, с которым его соединяла великая, истинная любовь, такая,
что другие иноки дивились их единомыслию и согласию. Ненавидящий добро
враг рода человеческого, стремящийся везде и всюду посеять рознь между
людьми, по зависти омрачил эту дружбу и превратил ее в такую вражду, что
бывшие друзья не могли смотреть друг на друга. Когда один кадил в храме, другой
избегал фимиама, а кадивший избегал его при каждении. Так они
пребывали в греховном мраке, дерзая не примиряться даже тогда, когда вместе
совершали литургию и причащались Божественных Даров. Братия старались
примирить их, но бывшие друзья не хотели об этом даже слышать. Случилось однажды пресвитеру Титу сильно
разболеться. Находясь уже при смерти, он начал горько плакать о своем грехе
и послал к диакону Евагрию, с умилением говоря: «Прости меня, брат, ради
Господа, за то, что я оскорбил тебя гневом моим». Но тот не только не простил, а
даже начал проклинать пресвитера жестокими словами. Между тем братия, видя Тита
уже умирающим, привлекли Евагрия силою проститься с братом. Увидев его, больной
тотчас же приподнялся, пал ниц пред ногами его и сказал со слезами: «Прости
меня, отче, и благослови!» Но Евагрий оказался столь немилостив и бесчеловечен,
что отвратился от брата и сказал всем предстоящим: «Никогда не примирюсь я с
ним, ни в сем веке, ни в будущем». Едва успел он проговорить это, как тотчас же
пал. Братия хотели поднять его, но, подойдя, увидели, что он бездушен, и не
могли ни рук ему согнуть, ни уст закрыть, ни даже очей свести. Больной же
пресвитер Тит встал с одра своего совсем здоровым, как бы и не
болел. Ужас напал на всех ввиду такой смерти
Евагрия и чудесного исцеления пресвитера Тита. Братия начали спрашивать
исцеленного, что бы это значило. Блаженный Тит отвечал им, рассказав подробно
все, открытое ему. «Когда я болел, — говорил он, — будучи в
гневе, увидел Ангелов, отступающих от меня и плачущих о погибели моей души;
бесов же, радующихся о гневе моем. Ради сего я и начал молить вас, чтобы вы,
отправившись к брату, попросили прощения для меня. Когда же вы привели
его ко мне и я поклонился ему, он же отвернулся в сторону от меня, то вдруг я
заметил вблизи одного Ангела немилостивого, державшего пламенное копье,
которым он ударил непростившего, после чего тот и пал мертвым. Мне же тот Ангел
подал руку и восставил меня, и вот я здоров». Устрашенные братии много плакали об
умершем лютой смертью Евагрии и погребли его; очи и уста он имел открытыми,
руки же распростертыми. Сами же братии стали бдительно остерегаться от гнева,
прощая аще бы кто на кого имел поречение (Кол. 3, 13) и твердо помня, благодаря
случившемуся наказанию, сии слова Господа: яко всяк гневаяйся на брата своего
всуе, повинен есть суду (Мф. 5, 22), а
также и изречение Ефрема: «Если кому случится умереть во вражде,
таковый обрящет неумолимый суд». Особенно же сам блаженный пресвитер Тит, видя,
что за искание мира с братом он обрел мир с Самим Богом благодатью от смерти
телесной и душевной, стал с тех пор даже и в мыслях не иметь гнева. Он искоренил
его и приобрел в замену этого никогда не отпадающую ко всей братии любовь (Кол.
3, 14), «яже есть союз совершенства, аки корень мира», любовь от чистого сердца,
с благой совестью и верой нелицемерной; любовь долготерпящую, милосердствующую,
незавидящую и все прочие добродетели содержащую, наипаче же
целомудрие, пощение и моление всегдашнее (1 Кор. 13, 4). Ибо блаженный
пресвитер сей последовал словами Писания: оуцеломудритеся и трезвитеся в
молитвах. Прежде же всех друг ко другу любовь прилежну имейте, зане любовь
покрывает множество грехов (1 Пет. 4, 7—8). И так совершил он при своих
пресвитерских жертвах и святой евангельский обет любить Бога и
ближнего. После многих богоугодных и великих трудов
«преподобный Тит преставися февраля 28 дня». Это было, по всей вероятности,
не прежде 1190 года. Нетленное тело его почивает в Ближних пещерах прп. Антония.
Память преподобного Тита празднуется также
28 сентября/11 октября и во 2-ю неделю Великого
поста. |