Аудио версия


Ефрем Печерский, епископ Переяславский


В этот же день празднуется память святых:


Преподобный Ефрем происходил из боярского рода. Он служил казначеем и уп­равлял хозяйством при дворе великого князя киевского Изяслава (Димит­рия) Ярославича (1154—1168). Ефрем был близким к великому князю Изяславу и пользовался особым вниманием при дворе, будучи его любимцем, но тяготился этой шумной и суетливой жизнью.

К этому времени преподобный Антоний Печерский (+ 1073; память 10/23 июля и 28 сентября/11 октября) уже прославился своими добродетелями по всей земле Русской. Узнал о святой жизни прп. Антония и христолюбивый князь Изя­слав. Он пришел к нему с дружи­ной своей, прося себе благословения и молитв. С этого времени молва о прп. Антонии стала распространяться еще больше; все его почитали, а многие начали приходить к нему и для постриже­ния. Пре­подобный Ефрем всей душой полюбил преподобного Антония и поже­лал пере­селиться к нему в пещеру. В одно время прибыли в Киево-Печерский монастырь прп. Ефрем и блаженный Варлаам, сын боярина Иоанна; и оба они в 1056 году по усиленной и настойчивой просьбе были пострижены в иноки, по благословению прп. Антония, игуменом преподобным Никоном (+ 1088; память 23 марта/5 апреля).

Много скорбей и душевных страданий пришлось перенести преподоб­ному Ан­тонию из-за пострижения бояр Варлаама и Ефрема от великого князя. Раз­­гневанный князь Изяслав потребовал, чтобы прп. Ефрем возвратился домой, угрожая ему заключе­нием. Князь повелел взять блаженного Никона и также
с яростью угрожал отпра­вить его вместе с прп. Антонием и братией в заточе­ние, а самую пещеру их зако­пать. Видя такой гнев князя, прп. Антоний решил оставить пещеру и идти с братией в Черниговское княжество. Враг всякого доб­ра и ненавистник святых подвижников диавол задумал было разрушить ненавистное ему пещерное селение праведников, для чего употребил все силы своего духовного влияния, чтобы озлобить и разжечь гневом сердце князя про­тив Печерских иноков-подвижников. Но милостью Божией и заступничест­вом Всемилостивейшей Царицы и Матери Бо­жией иноки вскоре возвратились в Печерскую обитель. Великая княгиня Мария, родом полячка, узнав о том, что прп. Антоний с братией вышли из монастыря, напомнила мужу о гневе Божием, постигшем ее отца короля Болеслава, изгнавшего монахов за постриг преподобного Моисея Угрина (+ 1043; память 26 июля/8 августа и 28 сентября/11 октября). Изяслав убоялся гнева Божия, внял уговорам супруги и снял опалу с монастыря. И место это не только не было опустошено и разрушено, как этого желал враг рода человеческого, но постепенно возвышалось и слава
о нем постепенно росла и распространялась по лицу земному.

Преподобный Ефрем, не желая навлекать на обитель княжеской немилости, отпра­вился к тому времени странствовать по святым местам. Посетив свя­тую гору Афон, он поселился в одном из константинопольских монастырей. Здесь святой Ефрем по просьбе преподобного Феодосия (+ 1074; память 3/16 мая
и 14/27 ав­густа) списал Студийский устав и переслал его в Киев. Получив ус­тав, преподобный Феодосий ввел его в Киево-Печерской обители.

По возвращении из путешествия по святым местам прп. Ефрем оставался в монастыре очень недолго. После 1072 года преподобный Ефрем был постав­лен епископом в Переяславль и носил титул митрополита. Хиротонисан он был в Киеве при митропо­лите Киевском Иоанне (1073—1089).

Приняв святительский сан, св. Ефрем с особенным усердием начал устро­ить в своей епархии церкви Божии, и в этом добром деле Бог помогал ему. Он украсил Пере­яславль многими прекрасными церквами и гражданскими зда­ниями, по греческому образцу возвел вокруг города каменные стены. Среди прочих, по свидетельству современников, особенно выделялись церковь Ар­хистратига Михаила, надвратные церкви святого великомученика Феодора и свя­того апостола Андрея Первозванно­го. Прп. Нестор Летописец (+ ок. 1114; память 27 октября/9 ноября) пишет: «Заложи (Ефрем) банное строение, сего же не бысть прежде в Руси и град бе заложи камен от церкви святаго Феодора». Прп. Нестор под словом «город» разумеет здесь ограду церковную, а банным строением называет особенное здание, где ставили купель для взрослых людей. Святитель Ефрем первый начал строить крестильницы при церквах. Такие здания, до того времени неизвестные в России, действительно бывали при древних церквах христианских (например, в Софийской Цареградской) и назывались баптистирион. Слово «баня» и в Новом Завете употребляется в смысле крещения («баня пакибытия»). Прп. Ефрем завел больницы, где да­ром лечили бедных. Но все эти прекрасные здания были разрушены и уничто­жены во время татарского нашествия.

Сей святитель, как пишут, уставил торжествовать 9 мая перенесение мо­щей святителя Николая из Ликии в итальянский город Бар; ему же припи­сывается «Сказание» и «Похвальное слово Николаю Чудотворцу». В августе 1091 (1092) года святой Ефрем участвовал в перенесении святых нетленных мощей прп. Феодосия Печерского. Добродетельную жизнь свою святой Ефрем окончил мирной блаженной кончиной в 1096 году (по другим источникам, в 1098 г. или в 1105 г.). Честные мощи его были положены в созданной им церк­ви, а впо­следствии перенесены и погребены в Антониевых пещерах Киево-Печер­­ского монастыря.

Память святого совершается также 28 сентября/11 октября и во 2-ю неделю Великого поста.

Месяцеслов ЯнварьМесяцеслов ФевральМесяцеслов Март
Месяцеслов АпрельМесяцеслов МайМесяцеслов ИюньМесяцеслов Июль
Месяцеслов АвгустМесяцеслов СентябрьМесяцеслов Октябрь
Месяцеслов НоябрьМесяцеслов Декабрь
Жития святых АЖития святых БЖития святых ВЖития святых ГЖития святых ДЖития святых ЕЖития святых ЖЖития святых ЗЖития святых ИЖития святых КЖития святых ЛЖития святых М
Жития святых НЖития святых ОЖития святых ПЖития святых РЖития святых СЖития святых ТЖития святых УЖития святых ФЖития святых ХЖития святых ЦЖития святых Ч
Жития святых ШЖития святых ЩЖития святых ЭЖития святых ЮЖития святых Я

Официальный сайт Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыряРадио БлагоМузей органической культурыВремя культуры
(c) 2005-2020. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь
(c) 2005-2020. Фонд "Благо"