Преподобный Ефрем
происходил из боярского рода. Он служил казначеем и управлял хозяйством при
дворе великого князя киевского Изяслава (Димитрия) Ярославича (1154—1168).
Ефрем был близким к великому князю Изяславу и пользовался особым вниманием при
дворе, будучи его любимцем, но тяготился этой шумной и суетливой
жизнью. К этому времени
преподобный Антоний Печерский (+ 1073; память 10/23 июля и 28 сентября/11
октября) уже прославился своими добродетелями по всей земле Русской. Узнал о
святой жизни прп. Антония и христолюбивый князь Изяслав. Он пришел к нему с
дружиной своей, прося себе благословения и молитв. С этого времени молва о
прп. Антонии стала распространяться еще больше; все его почитали, а многие
начали приходить к нему и для пострижения. Преподобный Ефрем всей
душой полюбил преподобного Антония и пожелал переселиться к нему в
пещеру. В одно время прибыли в Киево-Печерский монастырь прп. Ефрем и блаженный
Варлаам, сын боярина Иоанна; и оба они в 1056 году по усиленной и настойчивой
просьбе были пострижены в иноки, по благословению прп. Антония, игуменом
преподобным Никоном (+ 1088; память 23 марта/5
апреля). Много скорбей и душевных
страданий пришлось перенести преподобному Антонию из-за пострижения
бояр Варлаама и Ефрема от великого князя. Разгневанный князь Изяслав
потребовал, чтобы прп. Ефрем возвратился домой, угрожая ему заключением.
Князь повелел взять блаженного Никона и также с яростью угрожал
отправить его вместе с прп. Антонием и братией в заточение, а самую
пещеру их закопать. Видя такой гнев князя, прп. Антоний решил оставить
пещеру и идти с братией в Черниговское княжество. Враг всякого добра и
ненавистник святых подвижников диавол задумал было разрушить ненавистное ему
пещерное селение праведников, для чего употребил все силы своего духовного
влияния, чтобы озлобить и разжечь гневом сердце князя против Печерских
иноков-подвижников. Но милостью Божией и заступничеством Всемилостивейшей
Царицы и Матери Божией иноки вскоре возвратились в Печерскую обитель.
Великая княгиня Мария, родом полячка, узнав о том, что прп. Антоний с братией
вышли из монастыря, напомнила мужу о гневе Божием, постигшем ее отца короля
Болеслава, изгнавшего монахов за постриг преподобного Моисея Угрина (+ 1043;
память 26 июля/8 августа и 28 сентября/11 октября). Изяслав убоялся гнева Божия,
внял уговорам супруги и снял опалу с монастыря. И место это не только не было
опустошено и разрушено, как этого желал враг рода человеческого, но постепенно
возвышалось и слава о нем постепенно росла и распространялась по лицу
земному. Преподобный Ефрем, не желая навлекать на
обитель княжеской немилости, отправился к тому времени странствовать по
святым местам. Посетив святую гору Афон, он поселился в одном из
константинопольских монастырей. Здесь святой Ефрем по просьбе преподобного
Феодосия (+ 1074; память 3/16 мая и 14/27 августа) списал Студийский
устав и переслал его в Киев. Получив устав, преподобный Феодосий ввел его в
Киево-Печерской обители. По возвращении из путешествия по святым
местам прп. Ефрем оставался в монастыре очень недолго. После 1072 года
преподобный Ефрем был поставлен епископом в Переяславль и носил титул
митрополита. Хиротонисан он был в Киеве при митрополите Киевском Иоанне
(1073—1089). Приняв святительский сан, св. Ефрем с
особенным усердием начал устроить в своей епархии церкви Божии, и в этом
добром деле Бог помогал ему. Он украсил Переяславль многими прекрасными
церквами и гражданскими зданиями, по греческому образцу возвел вокруг
города каменные стены. Среди прочих, по свидетельству современников, особенно
выделялись церковь Архистратига Михаила, надвратные церкви святого
великомученика Феодора и святого апостола Андрея Первозванного. Прп.
Нестор Летописец (+ ок. 1114; память 27 октября/9 ноября) пишет: «Заложи (Ефрем)
банное строение, сего же не бысть прежде в Руси и град бе заложи камен от церкви
святаго Феодора». Прп. Нестор под словом «город» разумеет здесь ограду
церковную, а банным строением называет особенное здание, где ставили купель для
взрослых людей. Святитель Ефрем первый начал строить крестильницы при церквах.
Такие здания, до того времени неизвестные в России, действительно бывали при
древних церквах христианских (например, в Софийской Цареградской) и назывались
баптистирион. Слово «баня» и в Новом Завете употребляется в смысле крещения
(«баня пакибытия»). Прп. Ефрем завел больницы, где даром лечили бедных. Но
все эти прекрасные здания были разрушены и уничтожены во время татарского
нашествия. Сей святитель, как пишут, уставил
торжествовать 9 мая перенесение мощей святителя Николая из Ликии в
итальянский город Бар; ему же приписывается «Сказание» и «Похвальное слово
Николаю Чудотворцу». В августе 1091 (1092) года святой Ефрем участвовал в
перенесении святых нетленных мощей прп. Феодосия Печерского. Добродетельную
жизнь свою святой Ефрем окончил мирной блаженной кончиной в 1096 году (по другим
источникам, в 1098 г. или в 1105 г.). Честные мощи его
были положены в созданной им церкви, а впоследствии перенесены и
погребены в Антониевых пещерах Киево-Печерского
монастыря. Память святого совершается также 28
сентября/11 октября и во 2-ю неделю Великого поста. |