ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ
СВЯТИТЕЛЕЙ ГУРИЯ,
АРХИЕПИСКОПА
КАЗАНСКОГО, И ВАРСОНОФИЯ,
ЕПИСКОПА
ТВЕРСКОГО
(память 4/17
октября)
Спустя 32 года после кончины святого
Гурия и через 20 лет со времени преставления святого Варсонофия, по
повелению царя Феодора Иоанновича, начали строить на месте деревянной
каменную церковь в честь Преображения Господня. Когда начали копать
рвы и выкопали гробницы святых Гурия и Варсонофия — 1596 года, 4
октября, — то возвестили о сем митрополиту Ермогену, бывшему тогда
архипастырем Казани. Митрополит, совершив литургию и
панихиду, пришел в монастырь со всем освященная собором. Необычность вида
нетленных гробов исполнила святителя благоговейным дерзновением
открыть гробы при большом стечении народа. Сам святитель Ермоген так
описывает это событие: «Видехом диво, его же не надеяхомся. Рака бо святаго
бе полна благоуханна мира, как чистой воды, мощи же святаго Гурия вверху мира,
яко губа ношахуся. Нетлением бо одари Бог честное и многотрудное его тело, яко и
ныне зрится всеми. Токмо мало верхния губы тление коснуся, прочие же его
уды целы бяша, ничем же невредимы. Осязахом же и погребальные ризы его, и бяху
крепки зело. Потом же открыхом раку преподобного Варсонофия и видехом:
многим нетлением почтени от Бога мощи святаго Варсонофия. К ногам преподобнаго
тление коснуся, но обаче не токмо кости не разрушены, но крепки бяху зело и
никакоже слабости в составе имуще, яко же и Гурия святителю. И
погребальныя ризы такожде, яко и Гурию преподобному, новых
крепчае». Честные мощи святителей переложили из тех
гробов в новые ковчеги и при пении надгробных песнопений поставили поверх земли,
чтобы все приходящие могли видеть и с верой лобызать их. Возвещено было о
сем письмом царю Феодору Иоанновичу и патриарху Иову. Благочестивый царь и
Святейший Патриарх, весь царский синклит и множество народа, узнав о сем,
прославили Бога, прославляющего святых
Своих. Благочестивый царь повелел хранить святые и многоцелебные мощи
святителей в особом приделе, с южной стороны алтаря большой церкви, которая ради
этой святыни вскоре была благолепно украшена. На древней иконе изображения святителей
Гурия и Варсонофия отличаются строгостью старинного иконописного стиля. Ростом
свт. Гурий выше свт. Варсонофия. Лицо свт. Гурия отличается кротостью,
карие глаза его смотрят открыто и приветливо; у святителя окладистая борода,
длинная и почти вся седая. У свт. Варсонофия лицо худое, изможденное, щеки глубоко
впали, борода длинная, но редкая и оканчивается остро около половины груди; брови у
свт. Варсонофия шире, усы тоньше, глаза смотрят строже, чем у свт.
Гурия1). В соответствии с докладом архиепископа
Чебоксарского и Чувашского Вениамина (Новицкого; 14 октября 1976 г.), Святейший
Патриарх Московский и всея Руси Пимен благословил творить в первое воскресенье
после сего дня соборную память всем Казанским
святителям. |