ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ГЕРМАНА АЛЯСКИНСКОГО
(память 27 июля/9 августа)
Преподобный Герман Аляскинский родился в подмосковном городе Серпухове в
1757 году в купеческой семье. Его мирское имя и фамилия неизвестны. С
шестнадцати лет вступил он на иноческий путь. Вначале преподобный нес
послушание в Троице-Сергиевой пустыни,
расположенной в окрестностях Петербурга, на берегу Финского залива
(пустынь принадлежала Троице-Сергиевой лавре). В обители будущий миссионер подвизался около пяти лет. Желая полного
уединения и безмолвия, преподобный Герман удалился на Валаам.
Валаамский монастырь, расположенный на островах Ладожского озера, бывал
отрезан от внешнего мира до восьми месяцев в году. После тщательного испытания различными послушаниями игумен Назарий
благословил молодого подвижника на постоянное жительство в лесу, в
пустынном уединении. По праздникам, приходя в монастырь, преподобный
нес клиросное послушание (у него был прекрасный голос). В Валаамской
Преображенской обители святой Герман принял монашеский
постриг. Есть мнение, что святой Герман пришел на Валаам в 1778 году. В том же
году преподобный Серафим пришел в Саровскую обитель. Обстоятельства жизни
преподобного Германа на Валааме напоминают об уединенных подвигах его великого
современника — Саровского чудотворца. Подобно преподобному Серафиму, Валаамский
подвижник отличался исключительным и проникновенным знанием Священного
Писания, творений святых отцов и учителей Церкви. Духовным руководителем и наставником будущего миссионера был игумен
Назарий, Саровский старец, который ввел на Валааме устав Саровской пустыни.
Таким образом, благодатный строй Саровского подвижничества, в котором
совершалось духовное возрастание преподобного Германа на Валааме, стал
неотъемлемой частью его души и сделал его родным и исключительно близким по
духу преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу. Известно, что
преподобный Серафим пользовался, в свою очередь, наставлениями старца
Назария во время его жительства в Сарове. Через 15 лет пребывания преподобного Германа на Валааме Господь призвал
смиренного инока на апостольское служение и послал его проповедовать Евангелие и
крестить язычников мало обжитого и сурового края Аляски и прилегающих
к ней островов Северной Америки. С этой целью в 1793 году была создана Духовная
Миссия, получившая название Кадьякской, с центром на острове Кадьяк.
Руководителем Миссии был назначен архимандрит Иоасаф (Болотов), инок Валаамского
монастыря. В числе прочих сотрудников Миссии было еще пять иноков Валаамского
монастыря, среди них и прп. Герман, которому Господь благословил потрудиться в
благовестии дольше и плодотворнее, чем кому-либо другому из членов
Миссии. По прибытии на остров Кадьяк миссионеры немедленно занялись постройкой
храма и обращением язычников. «1794 года, сентября с 24-го живу на острове
Кадьяке. Слава Богу, более 700 американцев перекрестил, да более 2000 браков
обвенчал, построили церковь, а время позволит — сделаем другую, да походные
две, а то и пятую нужно сделать», — замечает в одном из писем архимандрит
Иоасаф. Отец Герман на новом месте поначалу нес послушание в пекарне и занимался
хозяйственными заботами Миссии. Под руководством архимандрита Иоасафа (позднее епископа) Миссия
находилась недолго: во время бури (в 1799 году) преосвященный Иоасаф со
своими спутниками погиб в волнах океана. На помощь оставшимся в живых
миссионерам в 1804 году был командирован только один иеромонах
Александро-Невской лавры Гедеон. Он на некоторое время возглавил Миссию. Его
заботами была устроена школа для детей крещеных алеутов. В 1807 году иеромонах
Гедеон навсегда покинул стан миссионеров, возложив всю ответственность на
преподобного Германа, который до самой кончины своей оставался духовным
отцом, пастырем и попечителем душ человеческих в доверенной ему Миссии.
Преподобного хотели посвятить в сан иеромонаха и возвести во архимандрита,
но смиренный инок отказался от какого бы то ни было возвышения и до конца своих
дней пребывал простым монахом. Преподобный Герман был для местных жителей истинным добрым пастырем и
защищал их, как мог, от злых и хищных людей, которые видели в островитянах
только объект для жестокой эксплуатации. В том, что новообращеные не отвергли
веру пришельцев и не вернулись к своим прежним суевериям, видя беззаконие
промышленников, великая заслуга старца Германа. Непоколебимо и настойчиво,
не имея никакой поддержки, кроме своей пламенной веры, старец продолжал свое
заступничество за обиженных и угнетенных, видя в этом свой пастырский долг,
сущность которого он выразил следующими удивительными словами: «Я —
нижайший слуга здешних народов и нянька». Тайные подвиги и келейные молитвы старца оставались неведомыми миру, но
виден был окружавшим свет его благодатной жизни, проводившейся в условиях
полного самоотречения, нестяжательности и сурового пренебрежения всеми
удобствами. Одежда его была самая убогая и очень ветхая. Всем своим видом, всеми
привычками старец Герман живо напоминал современникам древних отшельников,
прославившихся подвигами воздержания и богоугождения. Беседа старца
производила на слушавших неотразимое впечатление. Особенно поражали
собеседников ясность его мыслей, отчетливость и быстрота суждений.
Божественная благодать, наполнявшая душу преподобного Германа, преображала
сердца людей, общавшихся с ним. Ярко свидетельствует об этом случай с С. И.
Яновским, правителем администрации Российско-Американской Компании,
приступившим к своим обязанностям в 1817 году. Семен Иванович Яновский, аристократ по
происхождению, был человеком всесторонне образованным и начитанным, но его
религиозно-философские взгляды сводились к модному в те времена деизму (деизм —
религиозно-философское учение, распространенное в XVII—XVIII вв.,
допускавшее существование Бога лишь как первопричины мира и отрицавшее
существование Бога как Личности). Христианства он, по существу, не
знал (хотя формально считался христианином). Православие, Церковь, таинства
были для него понятиями, не заслуживающими серьезного внимания.
Преподобный Герман много беседовал с ним. Впоследствии С. И. Яновский
писал: «Ежедневно беседовали мы с ним до полночи и даже за полночь о любви
Божией, о вечности, о спасении души, о христианской жизни. Сладкая речь
неумолкаемым потоком лилась из уст его; такими постоянными беседами и молитвами
святого старца Господь совершенно обратил меня на путь истинный, и я
сделался настоящим христианином». Он называл старца «святым мужем», «великим
подвижником». Как великую драгоценность он хранил у себя письма преподобного
Германа. Такое же благоговение к личности святого испытывали и многие
другие его современники. «Живо помню я, — писал о внешнем облике старца
Яновский, — все черты сиявшего благодатью лица старца, его приятную улыбку,
кроткий, привлекательный взор, смиренный, тихий нрав и его приветливое
слово. Он был росту небольшого, лицо имел бледное, покрытое морщинами, глаза
серо-голубые, исполненные блеска, а на голове у него было полно седых волос.
Речь его была негромкая, но весьма приятная». Отец Герман жил сначала возле
храма Миссии, на Кадьяке, а после переселился на ближайший остров Еловый,
который назвал «Новый Валаам». Остров Еловый был последним приютом в
многотрудных апостольских странствованиях святого старца. Иногда преподобный
бывал в гостях у православных жителей на американском континенте и в
душеспасительных беседах проводил время за полночь. Ел он очень мало:
немного рыбы и овощей составляли весь его обед, тело свое изнурял постом,
бдением и пятнадцатифунтовыми веригами. Преподобный Герман предсказал своим
духовным детям время своей кончины и объяснил, как похоронить его. 13 декабря
1837 года он просил зажечь перед иконами свечи и читать Деяния святых
апостолов. Во время чтения о трудах святых благовестников святой старец перешел
от земных трудов к небесному упокоению на 81-м году жизни. Над могилой его
первоначально был установлен простой деревянный памятник, затем сооружена
скромная деревянная церковь, освященная во имя святых Сергия и Германа,
Валаамских чудотворцев. В этом храме хранится старинное
изображение преподобного Серафима Саровского, находившееся в келлии святого
старца Германа при его земной жизни: старец любил и чтил своего прославленного
современника и единодушного с ним работника на ниве Божией. Господу
было угодно одновременно благословить на великое служение людям этих двух
благоговейных подвижников безмолвия и умного делания. Преподобный Герман с
любовью отзывался на скорби и нужды людей во время своей земной жизни. Не
оставляет он без помощи взывающих к нему и после своего
преставления. Наиболее известный случай молитвенного
предстательства преподобного Германа находится в житии первого православного
епископа Америки — святителя Иннокентия, митрополита Московского (память 31
марта/13 апреля и 23 сентября/6 октября). В 1842 году святитель на бриге
«Охотск» направлялся на остров Еловый. Из-за бури корабль долго не мог войти в
гавань и жизнь команды и пассажиров была под угрозой. Тогда святитель
Иннокентий обратился с молитвой к преподобному Герману: «Если ты, отец Герман,
угодил Господу, то пусть переменится ветер». Не прошло и четверти часа, как
переменился ветер и сделался попутным. И вскоре святитель, спасшийся от
бури, служил панихиду на могиле святого Германа. С 1860-х годов Русская Православная
Церковь знала о большом почитании старца Германа на Кадьяке. В 1867 году один из
Аляскинских епископов составил описание его жизни и чудес. Первое сообщение
об отце Германе было напечатано в Валаамском монастыре в 1894 году. В 1930-х
годах другой русский православный монах — архимандрит Герасим (Шмальц) —
прибыл на остров Еловый и долго жил там
подобно преподобному Герману. Перед своей кончиной в 1969 году
архимандрит Герасим открыл останки своего славного предшественника и построил
здесь небольшую часовню. Исцеления, связанные с молитвенным заступничеством
старца Германа, записывались со времени его жизни и до 1970 года. В марте 1969
года Собор епископов Русской Православной Церкви в Америке под
председательством архиепископа Нью-Йоркского, митрополита всей Америки и Канады
Иринея совершил прославление преподобного Аляскинского инока в лике святых.
Преподобный Герман выполнил свое христианское призвание достойно,
продолжает и ныне предстательствовать пред Богом о
живущих. |