СОБОР СВЯТЫХ БОЛГАРСКИХ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ
ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ: КИРИЛЛА, МЕФОДИЯ, КЛИМЕНТА,
ЕП. ОХРИДСКОГО, НАУМА, САВВЫ, ГОРАЗДА И
АНГЕЛЯРА
(память 27 июля/9 августа)
Святые равноапостольные Климент, Наум, Савва, Горазд и Ангеляр, славяне
по происхождению, были учениками святых равноапостольных Мефодия и Кирилла,
учителей Словенских (память 11/24 мая), и помогали святым братьям в деле
просвещения славянского народа и в их борьбе против латинских проповедников
за утверждение Православия в Моравии. После кончины святителя Мефодия
(+6 апреля 885 г.) по его благословению преемником на Моравской кафедре стал
святой Горазд, уроженец Моравии и наиболее опытный из учеников святителя,
прекрасно владевший греческим и латинским языками. Святитель Горазд с усердием окормлял свою паству, и противники
Православия — немецкое духовенство, много причинившие вреда святым Кириллу
и Мефодию, начали против него и его сподвижников активную деятельность, пытаясь
настроить против народ. Когда это не удалось, они оклеветали святителя
Горазда и святых пресвитеров Климента, Наума (память 23 декабря/ 5
января), Савву и Ангеляря перед моравским князем Святополком, обвинив в
заговоре и в распространении ложного учения. Латинские миссионеры
предъявили святым те же обвинения, которые они ранее выдвигали против их
учителей равноапостольных Кирилла и Мефодия: в совершении богослужения на
славянском языке, в переводе богослужебных книг и книг Священного Писания
на славянский язык, в неверном, по их мнению, учении об исхождении Святого Духа
и т. д. Святополк нашел святителя Горазда виновным и, так как сам в то время был
занят войной, предоставил их противникам право суда над святителем и его
помощниками. Латинские миссионеры, в течение многих лет безуспешно пытавшиеся
искоренить Православие в Моравии, теперь торжествовали: началось жестокое
гонение на православных. Святитель Горазд и святые пресвитеры, а также многие
другие христиане были брошены в темницу. Через 80 дней после жестоких истязаний
одних (в преклонном возрасте) изгнали из страны разными дорогами, чтобы
разлучить между собой, других продали в рабство евреям. Посол византийского
императора в Венеции Василий Македонянин выкупил на венецианском рынке
некоторых из них и переправил в Константинополь. Изгнанные же разными
путями отправились в Болгарию, где были с честью встречены болгарским князем
Борисом (852—888; в крещении Михаил), утвердившим христианство в Болгарии и
собравшим при своем дворе людей благочестивых и
просвещенных. О пребывании святителя Горазда в
юго-западной Болгарии свидетельствует список болгарских архиепископов 1156 года,
где его имя упоминается между Мефодием и Климентом, а также храм и
монастырь во имя святителя Берата в Албании, где под спудом почивают его
мощи. Святитель Горазд скончался, очевидно, не позднее 986 года, так как в том
году архиепископом Болгарии был поставлен святой
Климент. Вместе со святителем Гораздом в
юго-западной Болгарии подвизался и святой Савва. Святой Климент, изгнанный из Моравии,
пришел в Болгарию вместе с другими исповедниками — святыми Наумом и
Ангеляром. При первом же вступления на Болгарскую землю они подверглись
искушению. В селении на берегу Дуная святые решили отдохнуть после долгого
пути. Им указали на дом страннолюбивого человека, где тяжело болел единственный
сын хозяина. Не зная об этом, святые направились к дому, но когда вошли,
юноша умер. Безутешный отец обратил свой гнев на странников, обвиняя их в
чародействе и грозя отдать под суд. Святые, как могли, утешали скорбного отца, а
затем стали молиться над умершим. По их молитве юноша
воскрес. В Болгарии святые Климент, Наум и Ангеляр
некоторое время жили при дворе князя Бориса, утверждая в Православии знатных
людей. Вскоре святой Ангеляр скончался и был погребен, очевидно, в Плиске —
тогдашней столице Болгарии. Через некоторое время князь Борис послал
святого Климента просвещать болгар в
Кутмичивице (область Македонии) и подарил ему при этом три дворца — в
Деболе, около Охрид и около Главеницы. Объезжая вверенные ему земли, святой
Климент проповедовал слово Божие и крестил многих язычников. В каждом округе он
оставлял учеников, подготовив их для дальнейшей проповеди святого
Евангелия. Святого Климента никогда не видели праздным: он учил детей грамоте,
много читал, писал книги, организовывал школы для детей и взрослых. В
Охриде святой Климент основал монастырь во имя великомученика
Пантелеимона. Около 896 года (возможно, в 893 г.) при болгарском князе Симеоне
(888—927) святой Клиент был поставлен первым епископом-болгарином Велицы, где
христианство существовало с VII века. Святитель Климент неустанно заботился о просвещении своей паствы, вводил
стройный порядок в богослужение. Он первым из болгарских иерархов стал
служить, проповедовать и писать на славянском языке. На болгарском языке не
было поучений на великие церковные праздники, и клирики, не знавшие
греческий язык, зачастую не могли объяснить верующим их значение. Святитель
Климент, по слову его жития, «сочинил слова простые и понятные на все праздники
и стал для болгар вторым Павлом». В древнем житии также говорится, что в
Болгарии не было плодовых деревьев. Святитель Климент выписал их из Греции и
путем прививок с дикими деревьями вывел новые сорта, получившие распространение
в Болгарии. Господь прославил святителя Климента даром чудотворений. Однажды, по
свидетельству современника, по пути из Главеницы в Охриду, святитель
встретил двух расслабленных и слепого. Сжалившись над несчастными, он помолился
Богу, а затем прикоснулся к больным, и те тотчас стали
здоровы. Незадолго до кончины, уже в глубокой старости, святитель Климент перевел
на болгарский язык Триодь Цветную. Завещав свою библиотеку кафедре и
основанному им Охридскому монастырю, святитель стал готовиться к смерти; он
своими руками выкопал себе могилу справа от притвора Охридского
монастырского храма. 27 июля 916 года епископ Величковский Климент мирно
скончался и был погребен в приготовленном месте. По названию обители
святитель Климент стал называться Охридским. Память святителя Климента
Охридского установлена в день его тезоименитства — 25 ноября/8
декабря, когда прославляется святитель Климент, папа
Римский. Святой Наум был усердным помощником святителя Климента. На
юго-восточной стороне Охридского озера он вместе со святителем Климентом
основал монастырь на средства князя Бориса. В этой обители святой Наум и
был погребен. Святые мощи, хранящиеся под спудом, прославились чудотворениями:
прикасаясь к гробнице святого, больные получают исцеление. В обители был
построен каменный храм во имя святого Наума. Память его Святая Церковь совершает
23 декабря/5 января. Соборная память болгарским просветителям — святителям Клименту и Горазду
и святым пресвитерам Науму, Савве и Ангеляру — установлена в день кончины
святителя Климента, 27 июля/9 августа. |