Преподобный Иаков Железноборовский,
угодник Божий, происходил из рода галичских дворян Амосовых (Аносовых); с
раннего детства, подобно преподобному Сергию, он отличался постничеством, и
подобно ему же, похоронив родителей, он раздал имение бедным и ушел в его
Троицкую обитель. Великий отец иноков постриг его в ангельский образ и он, под
благодатным руководством преподобного Сергия, возрастал в духовной жизни,
проходя все послушания и побеждая разные искушения вражеские. Получив благословение от великого старца
на отшельническую жизнь в пустынных костромских лесах, преподобный Иаков в
1392 году поселился в 30 верстах от Галича, в глухом лесу у железных рудников, в
уединенной хижине на берегу речки Тебзы, недалеко от селения Железный
Борок. С разрешения жителей селения он остался на этом месте, водрузив
деревянный крест, и построил небольшую
келлию. Более 20 лет преподобный Иаков жил
отшельником, совершая подвиги поста и молитвы. Постепенно к нему стали приходить
искавшие пустынного подвига и желавшие разделить с ним труды по устроению
монашеской обители. Преподобный Иаков построил на избранном месте храм в
честь Рождества Иоанна Предтечи. В период царствования великого князя
Василия Димитриевича (1389—1425) сына благоверного князя Димитрия Донского,
преподобный Иаков в 1415 году посетил Москву, где узнал о том, что супруга
Василия Димитриевича великая княгиня София Витовтовна (в монашестве Синклитикия,
† 1453) находилась при смерти перед родами. Великий князь московский, знавший о
молитвенных подвигах святого подвижника, просил его помолиться о здравии
любимой супруги. Преподобный Иаков отпустил посланцев государя со словами:
«Пусть молится Богу, Пречистой Матери Его и св. мученику Лонгину, а о
княгине пусть не скорбит; будет она здорова и в нынешний же вечер родит ему
наследника». И действительно, великая княгиня благополучно родила сына Василия,
и благодарный князь поспешил щедро вознаградить преподобного Иакова, предоставив
ему дополнительные земельные угодья для расширения монастыря и денежные средства
для обители. Великий князь Василий Васильевич
(1425—1462) после победы над князем Димитрием Шемякой в 1450 году посетил
обитель преподобного Иакова и с благодарностью молился
там. В 1429 году казанские татары опустошали
окрестности Галича. Преподобный Иаков с учениками скрылся в глухих лесах.
Возвратившись, они нашли обитель в развалинах, однако их усилиями она была
восстановлена, а также сооружен новый трапезный храм во имя святителя Николая и
выкопаны пруды. По примеру Троице-Сергиева монастыря в обители было введено
строгое общежитие. Множество голодных и бедных людей, разоренных татарами,
кормилось в монастыре. После многих лет совместных подвигов
иноки просили преподобного быть их игуменом. Он смиренно покорился их просьбе и,
будучи уже в преклонном возрасте, поехал в Москву, где был облечен
священным саном. Однако вскоре
после возвращения он блаженно почил в глубокой старости 11 апреля 1442 года.
Святые мощи преподобного, которого Господь прославил чудотворениями как при
жизни, так и после смерти, были положены под спудом за левым клиросом соборного
Предтеченского храма в основанной им
обители. На гробницу преподобного Иакова положили
каменный крест и вериги — свидетельство его монашеских подвигов. До пятидесяти
исцелений и других чудесных знамений, совершившихся по молитвам преподобного,
записаны в его обители. Упомянем некоторые из них.
Монах, по имени Нифонт, несколько лет
одержим был нечистым духом, скитался в лесу и, возвращаемый, рвал на себе цепи.
Раз братия, поймав, притащили его к гробу Иакова; как только коснулся он
гробницы, пришел в себя, со слезами пал перед иконой преподобного, стоявшей на
гробнице, молил спасти душу и тело его, и встал
здоровым. Фотий, человек богатый, поклялся в
неправде: вслед за тем лицо его искривилось и он впал в расслабление. Три года
пробыл он в таком положении. Родные привезли его в обитель преподобного. Во
время молебного пения он громко каялся в грехах своих; в тоже время лицо его
выпрямилось и он стал здоровым. Вот опыт любви преподобного к своей
обители и иночеству. Инок Феодосий, лежавший расслабленным три года, обратился с
молитвой слезной к блаженному Иакову. «Отче Иакове, — говорил он в душе, — ты
много подаешь исцелений у гроба твоего; помоги и мне в тяжкой моей болезни».
Внезапно в тишине ночной явился ему преподобный и сказал: «Дай Богу обещание
пребывать в обители моей до смерти и буди у гроба моего». Расслабленный сказал о
том братии; по приказанию игумена принесли его ко гробу, отпели молебен и
больной сам приложился к гробу, и стал здоров. «Пока жив буду, не выйду из
обители», — сказал он с восторгом и выполнил
обещание. Житие
преподобного Иакова написано настоятелем того же монастыря смиренным
архимандритом Иосифом в конце XVI столетия. В «Иконописном подлиннике» сказано:
«Преподобный отец наш Иаков, иже на Железном Борку, костромский чудотворец;
подобием сед, брада аки Власиева, в схиме: из под схимы кудерцы
знать». |