ЖИТИЕ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО
КНЯЗЯ
СТРАСТОТЕРПЦА ИГОРЯ
ЧЕРНИГОВСКОГО
(память 19 сентября/2
октября)
Середина XII века была для Руси скорбным временем непрерывных
междоусобных браней за Киевское княжение двух княжеских группировок —
Ольговичей и Мстиславичей. Все они были в близком родстве, все — правнуки
Ярослава Мудрого. Мстиславичи назывались по имени своего отца — святого
Мстислава Великого (+ 1132 г.), сына Владимира Мономаха (отсюда другое их
название «Мономашичи»). Ольговичи назывались по имени Олега Святославича (+
1115 г.), прозванного за свою горькую судьбу «Гориславичем». Олег Гориславич был
сын киевского князя Святослава (+ 1076
г.), который участвовал в 1072 году в перенесении мощей святых
страстотерпцев Бориса и Глеба (сведения 2 мая) и вошел в историю Русской Церкви
как владелец двух замечательнейших богословских сборников того времени —
«Изборника Святослава 1073 года» и
«Изборника 1076 года». В некоторых древних месяцесловах и сам
князь Святослав почитался угодником Божиим, но особенно прославились два
его внука: преподобный Никола Святоша (+ 1142 г.) и двоюродный брат его, сын
Олега Гориславича, святой князь-мученик Игорь Ольгович (+ 1147
г.). Преподобный Никола Святоша и святой Игорь
Ольгович представляют два различных пути христианской святости в Древней Руси.
Преподобный Никола, отрекшийся от мира и княжеских обязанностей, стал
простым иноком и мирно почил, проведя почти 40 лет в монастыре. Святой
Игорь, волей Божией вступивший в борьбу за киевское княжение, мученическим
подвигом должен был искупить наследственный грех княжеских
усобиц. В 1138 году великим князем киевским стал
старший брат Игоря — Всеволод Ольгович (прадед святого Михаила Черниговского).
Хотя его княжение длилось всего несколько лет и было наполнено непрерывными
войнами, князь считал Киев своим наследственным княжеством и решил передать его
в наследство своему брату Игорю. Он ссылался при этом на пример Владимира
Мономаха и говорил, как бы нарочно
подзадоривая Мономашичей: «Владимир посадил Мстислава, своего сына, после себя в
Киеве, а Мстислав — брата своего Ярополка. А вот я говорю: если меня Бог
возьмет, то я после себя даю Киев брату моему Игорю». Но Бог гордым
противится. Горделивые слова Всеволода, которого и так не любили киевляне, стали предлогом
для возбуждения ненависти против его брата Игоря и всех Ольговичей. «Не хотим
быть в наследстве», — решило киевское вече. Злоба и гордыня князя вызвали
ответную злобу и гордыню киевлян: святой Игорь, против воли вовлеченный в самый
центр событий, стал невинной жертвой нараставшей
ненависти. Грозные события разворачивались
стремительно. 1 августа 1146 года умер князь Всеволод, и киевляне целовали крест
Игорю как новому князю, а Игорь целовал
крест Киеву — справедливо править народом и защищать его. Но,
преступив крестное целование, киевские бояре сразу же призвали
Мстиславичей с войском. Под Киевом
произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича, князя
переяславского. Еще раз нарушив крестное целование, киевские войска в
разгар сражения перешли на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь Ольгович скрывался
в болотах около Киева. Там его взяли в
плен, привезли в Киев и посадили в поруб. Это было 13 августа, все его
княжение продолжалось две недели. В порубе (это был холодный бревенчатый
сруб, без окон и дверей; чтобы освободить из него человека, надо было «вырубить»
его оттуда) многострадальный князь тяжко заболел. Думали, что он
умрет. В этих условиях противники князя решили «вырубить» его из
заточения. Тогда же его заставили принять монашество в монастыре
святого Иоанна, что, впрочем, было вполне созвучно его собственным
желаниям, так как он с юности проявлял особое благочестие — «был читатель книг и в пении церковном
учен». Теперь, под тяжестью бед и скорбей, в душе его совершилась
решительная перемена. Он горько каялся в грехах прошлых, скорби души кающейся в соединении с
скорбями заключения темничного истощили силы его, и он поспешил
просить себе милости — отречения от мира. Его вынесли из темницы до того
больного, что восемь дней не мог ни пить, ни есть. И 5 января 1147 года епископ
Переяславский Евфимий постриг его в иночество с именем Гавриил. Вскоре он
выздоровел и был переведен в Киевский
Феодоровский монастырь, где принял
схиму с именем Игнатий и всецело предался иноческим подвигам,
проводя время в слезах и молитве. Но дух братоубийственной ненависти
бушевал над Киевом. Возбуждаемая гордыней и ослепленная ненавистью, ни одна из
сторон не хотела уступать. Черниговские князья, двоюродные братья Игоря,
замыслили заманить Изяслава киевского в совместный поход с тем, чтобы захватить
его или убить. Заговор открылся, когда князь был уже на пути к Чернигову.
Возмущенные киевляне, узнав о коварстве черниговцев, обрушили месть на ни в чем
неповинного князя-схимника. Напрасно удерживал их митрополит Климент.
«Не творите греха, дети, послушайтесь меня; иначе навлечете на себя гнев Божий, а
вражда между князьями не утолится», — говорил он им. Они не
хотели слушать ни его, ни тысяцкого, пошли к монастырю. Правивший в
Киеве князь Изяслав Мстиславич и особенно его брат князь Владимир
пытались предотвратить это бессмысленное кровопролитие, спасти святого мученика,
но сами подверглись опасности со
стороны ожесточенной толпы. Стоявший во время св. литургии и молившийся
пред иконой Божией Матери услыхал, чего хочет мятежная толпа. Он готовил
себя ко всему мыслями о подвигах мучеников; потом пал в слезах и молился:
«Господи! призри на немощь мою, чтобы, уповая на Тебя, мог я перенесть все;
благодарю Тебя, что Ты смирил меня; удостой взять меня из этого мятежного и
мрачного мира в Твой свет». Свирепые мятежники, не уважая святости храма
Божия, ворвались в храм, схватили Игоря, сорвали с него мантию и
повлекли из храма. Игорь говорил им: «За что хотите вы убить меня, как
разбойника? Пусть вы нарушили клятву предо мною — Бог вам простит; меня Он
сподобил монашеского чина, и для меня довольно того». Мятежная толпа кричала:
«Убейте, убейте». С Игоря сорвали и подрясник, оставив в одной рубашке, и
повлекли к воротам. В воротах монастыря толпу остановил князь Владимир. И сказал
ему Игорь: «Ох, брате, куда ты?» Владимир же соскочил с коня, желая помочь ему, и покрыл его корзном (княжеским
плащом) и говорил киевлянам: «Не убивайте, братья». И вел Владимир Игоря до
двора матери своей, и стали бить Владимира. Так повествует летопись. Владимир
успел втолкнуть Игоря во двор и затворить ворота. Но люди выломали ворота
и, увидев Игоря «на сенях» (крытая галерея второго этажа в древнем киевском
тереме), разбили сени, стащили святого мученика и убили на нижних ступенях
лестницы. Ожесточение толпы было столь велико, что мертвое тело страдальца
подвергли избиению и поруганию, его волочили веревкой за ноги до Десятинной
церкви, бросили там на телегу, отвезли и «повергли на
торгу». Так святой мученик предал Господу дух
свой «и совлекся ризы тленного человека, и в нетленную и многострадальную ризу
Христа облекся». Когда вечером того же дня тело блаженного Игоря было
перенесено в церковь святого Михаила, «Бог явил над ним знамение велико —
зажглись свечи все над ним в церкви
той». На другое утро митрополит послал Феодоровского игумена Ананию отпеть
погребальное пение над князем в монастыре святого Симеона, построенном
набожностью деда Игорева на окраине Киева. Игумен облек тело князя-инока в
иноческие одежды и совершил погребальное пение. Благочестивый
игумен горько плакал и сказал вслух всем: «Горе веку суетному и сердцам
жестоким! Где любовь?» В то самое время загремел гром и затряслась земля
и над церковью явился столп
светлый. Народ в ужасе воскликнул: «Господи,
помилуй!» 5 июня 1150 г., когда киевский престол был занят князем Юрием Долгоруким,
его союзник, князь черниговский Святослав Ольгович, родной брат убиенного Игоря,
торжественно перенес святые мощи князя Игоря на родину, в Чернигов, где они были
положены в раку «с теремом» в кафедральном Спасском соборе. Тогда же было
установлено празднование памяти святого. Житие и страдания святого князя Игоря помещены в Степенной книге.
Икона Богородицы, перед которой он молился в последние минуты своей жизни,
находилась в Великой церкви Киево-Печерской лавры с именем «Игоревская». В
«Иконописном подлиннике» говорится, что святой князь Игорь «ростом был средний и
сух, смугл лицем, власы над обычаем, как поп, носил долги, брада же узка и мала.
Прилежно уставы иноческие хранил». «Всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога, а
существующие власти от Бога учреждены. Посему противящийся власти
противится Божию постановлению, а противящиеся подвергнутся осуждению»
(Рим. 13, 1—2). Таково заключение жития святого князя
Игоря! 19 сентября празднуется его мученическая кончина, а 5 июня —
прославление.
|