Святитель Леонтий, епископ Ростовский,
один из выдающихся архипастырей XI века земли Русской. По словам святителя
Симона, епископа Владимирского, которого можно считать достаточно достоверным,
святой Леонтий был постриженником Печерского монастыря и по происхождению
русский, а не грек, хотя родился в Константинополе. Промыслом Божиим
будущий просветитель и апостол Ростовской земли проходил послушание под
духовным руководством основателей русского монашества преподобных
Антония († 1073; память 28 сентября/11 октября и 10/23 июля) и Феодосия (†
1074; память 3/16 мая, 14/27 и 28 августа/10 сентября) Печерских. Он был первым
епископом, вышедшим из монастыря в Киевских пещерах, воспитавшего многочисленных
святителей Русской земли. «От того Печерского монастыря Пречистыя
Богородицы, — пишет святой Симон, — мнози епископы поставлены быша и яко светила
светлая осветивша всю Русскую землю святым крещением; первый Леонтий, епископ
Ростовский, священномученик, егоже Бог прослави нетлением и бысть
первопрестольник, егоже невернии, много мучивше, убиша». Свой равноапостольный подвиг
священномученик Леонтий начал по возведении его в сан епископа в сороковых годах
XI века и назначении на Ростовскую кафедру. В Ростовской земле, населенной в то
время чудскими племенами, святитель встретил жестокое сопротивление
язычников, изгнавших двух его предшественников — епископов Феодора и Илариона.
Закоренелые язычники и слушать его не хотели, но святой Леонтий, как добрый
пастырь, решился положить и душу свою за спасение врученной ему Богом
паствы. Невзирая на постоянную опасность, святитель Леонтий ревностно обращал ко
Христу местное население, твердо следуя апостольским заповедям. Однажды он
был избит язычниками и изгнан из города, однако не оставил вверенной ему
духовной паствы и поселился недалеко от Ростова, у ручья Брутовщины, где
построил небольшой храм в честь Архистратига Михаила. Святитель все претерпел и
ревностно продолжал проповедовать веру, подтверждая истинность ее чудесами. К
святителю стали приходить дети местных жителей, привлеченные его духовной
добротой. Угодник Божий обучал детей началам Христовой веры и потом крестил.
Вскоре и взрослое население потянулось к благодатному архипастырю и также
принимало святое крещение. Закоренелые язычники взволновались, их
неприязнь к просветителю росла, и, наконец, собравшись огромной толпой, одни с
дубинками, другие с оружием в руках, отправились они к собору, чтобы убить или
выгнать Леонтия. Причт соборный испугался, но святитель был покоен и
укреплял бывших с ним, говоря: «Не бойтесь, дети, без Божией воли ничего они не
сделают нам». Святой епископ Леонтий облачился в святительские одежды и
приказал то же сделать клирикам храма. С крестом в руках он вышел навстречу
язычникам. Апостольская твердость и спокойствие святителя Леонтия перед
грозившей смертью остановили возбужденную толпу, а исполненное благодати
его слово произвело на людей еще большее воздействие, и многие из них приняли
святое крещение. С того момента святитель Леонтий стал более успешно утверждать
свет Христовой веры в земле Ростовской. «Тогда начал отходить от нас мрак
идольский и воссиял свет благоверия», — говорит древнее ростовское слово в
память Леонтия. С проповедью о Христе Спасителе он обходил окрестную землю,
и путь его отмечался утверждением Православия в местах прежнего
идолослужения. Апостольский подвиг святителя Леонтия
увенчался мученической кончиной. В 1073 году он был убит закоренелыми язычниками
по указанию волхвов. Тело святителя было погребено в Ростове
Великом в церкви Пресвятой Богородицы. Во время пожара в 1160 году этот
храм сгорел, и по повелению благоверного князя Андрея Боголюбского († 1174;
память 4/17 июля) в 1162 году на месте прежнего был заложен каменный собор. «23
мая 1164 года при копании рвов нашли гроб, — сказано в его житии Никоном
летописцем, — покрытый двумя досками, в недоумении открыли и увидели лице
(Леонтия), светящегося славою: ризы на нем были как бы вчера надетые, сколько
лет минуло и не изменилось священное тело его». В руках у него лежал свиток с
именами просвещенных им иереев и диаконов. Обретенные мощи переложили в каменный
гроб и поместили в церкви во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
на архиерейском дворе. В 1170 году, когда было закончено
строительство каменной церкви в честь Пресвятой Богородицы, гроб святителя
Леонтия перенесли в этот храм и поставили в нише южной
стены. Святой Леонтий, почти неизвестный при
жизни, после смерти сделался таким славным и популярным, что кафедра Ростовская
называлась «кафедрою Леонтия чудотворца»; при избрании новых епископов
Ростову, летописцы замечают, что «поставлен молитвами св. чудотворца Леонтия»
такой-то епископ. С молитвой ростовцы прибегали к св. Леонтию. У гроба
просветителя Ростовской земли совершались многочисленные благодатные
чудотворения. Свидетельства о святости жизни епископа Леонтия, чудесных
исцелениях и знамениях по его молитвам были собраны епископом Ростовским Иоанном
(1190—1214). По благословению митрополита Феодора было установлено
совершать празднование памяти святителя Леонтия 23 мая/ 5 июня, в день обретения
мощей. Епископ Иоанн написал и канон святителю Леонтию. До 1609 года мощи
святителя Леонтия открыто находились в Успенском соборе, но после того, как в
смутное время поляки похитили гробницу святителя, они были положены под спудом в
том же храме у южной стены придела во имя святителя Леонтия, где находятся до
настоящего времени. Святой Леонтий — один из самых великих
святителей земли Ростовской. Он велик по действиям земной жизни, как
равноапостольный просветитель Ростовского края; он велик и на небе, как сильный
молитвенник за землю Русскую. Святитель Леонтий стоит в ряду первых приемников
апостольского служения Русской Церкви, вслед за святой равноапостольной княгиней
Ольгой († 969; память 11/24 июля) и великим равноапостольным князем Владимиром
(† 1015; память 15/28 июля). |