Преподобная Ефросиния, игумения
Полоцкая, в миру Предислава, была правнучкой в пятом поколении святого
равноапостольного князя Владимира († 1015; память 15/28 июля) и дочерью князя
полоцкого Георгия Всеславича. С детских лет она была обучена чтению Псалтири и
других книг Священного Писания. Любовь к книжному учению сочеталась у нее с
усердной молитвой, внешняя красота — с целомудрием и глубокой
сосредоточенностью. Слава о ее мудрости и красоте распространилась далеко за
пределы Полоцкой земли. Многие князья просили руки Предиславы. Однако все
предложения о браке она отвергала. Однажды, узнав, что родители хотят обручить
ее с одним из знатных князей, она тайно ушла из дома в обитель, где ее тетя —
игумения Романия (вдова князя Романа Всеславича) — была настоятельницей.
Несмотря на молодость и красоту Предиславы, игумения не испугалась возможного
гнева ее родителей и, призвав священномонаха, повелела ему облечь молодую
княгиню в иноческий образ с именем Евфросиния. Узнав о том, родители горько
плакали о ней как бы об умершей, но предоставили ее воле
Господа. В первые годы юная монахиня вела
обыкновенную иноческую жизнь. По благословению епископа Полоцкого Илии юная
монахиня стала жить при Софийском соборе, подражая тем самым пребыванию
Пресвятой Богородицы в Иерусалимском храме. Здесь она не только изучала
книги в библиотеке собора, но и занималась их переписыванием. Вырученные
деньги от продажи книг преподобная Евфросиния тайно раздавала
нищим. Однажды в сонном видении святой
Евфросинии явился Ангел Господень, который внушил ей основать обитель недалеко
от Полоцка в местечке под названием Сельцо. Это видение повторилось еще дважды.
С тем же наставлением Ангел явился и епископу Полоцкому Илии. Через некоторое
время — это уже было при князе Борисе Всеславиче († 1128) в 1125 году — епископ
Илия с подобающим торжеством передал святой Евфросинии Преображенский храм в
Сельце для основания при нем женского монастыря. Отправляясь туда, преподобная
Евфросиния взяла с собой только свои книги — «все свое
имение». Постепенно, год за годом,
Спасо-Преображенский монастырь расширялся, число его насельниц возрастало. Со
временем здесь были пострижены в монашество сестры преподобной Евфросинии:
родная — Евдокия (в миру Градислава) и двоюродная — дочь князя Бориса Евпраксия
(в миру Звенислава). Преподобная учила молодых послушниц грамоте, переписыванию
книг, пению, шитью и иным ремеслам, чтобы с юности они знали закон Божий и имели
навык к трудолюбию. Основанная святой Евфросинией при монастыре школа
способствовала быстрому росту обители. В 1130 году дом полоцких князей постигло
несчастье. Великий князь киевский Мстислав, за неоказание помощи ему против
половцев, изгнал полоцких князей с их семьями. Они нашли временный приют у
своего родственника — греческого императора Алексея Комнина, сын которого был
женат на дочери Всеслава, сестре полоцких князей. Тем не менее князьям дорога
была родина и по смерти Мстислава двое из них воротились в Полоцк в 1140
году, а другие еще прежде того. Ревнуя о благолепии обители, Евфросиния
вместо деревянной церкви устроила в 1161 году каменный храм во имя Спасителя.
Его строителем был мастер Иоанн, который сам пришел к преподобной,
наставленный Духом Святым, повелевшим ему принять участие в
храмоздательстве. В этот храм преподобная Евфросиния пожертвовала напрестольный
крест, украшенный золотом, с частицами мощей многих святых, а также с частью
Животворящего Креста Христова. Внутри храма, по сторонам хоров, были устроены
две тесные келлии, в одной из которых жила преподобная Евфросиния. Отсюда
слушала она богослужения, а сквозь небольшое окно, пробитое в стене, открывались
ее взору обширные поля, вид города с его
храмами. Предметом особого попечения преподобной
Евфросинии был основанный ею Богородицкий мужской монастырь. Для чего святая
просила патриарха Константинопольского Луку (1156—1169) и византийского
императора Мануила (1143—1180) прислать ей список с чудотворной Ефесской иконы
Божией Матери, некогда написанный святым евангелистом Лукой. Ефесская икона
Божией Матери известна также под названием Корсунской. В 1239 году она была
перенесена в собор города Торопца по случаю венчания благоверного великого князя
Александра Невского († 1263; память 23 ноября/6 декабря) и дочери князя
полоцкого Брячислава. Преподобная игумения, заботливая о славе
имени Божия, усердно заботилась и о спасении сестер своих о Господе. Древний
жизнеописатель передает трогательную беседу, которой она возбуждала их
подвижничество. «Я собрала вас о Господе, — говорила преподобная, — как кокош
собирает птенцев, собрала словесных овец на духовную пажить. Паситесь же на
заповедях Господних; возрастайте в добродетелях от силы в силу, чтобы я с
радостью заботилась о вашем спасении и видела с утешением духовные плоды трудов.
Стараюсь я сеять в вас слова Божии; но сердечные нивы ваши не остаются ли в
прежнем виде? они не зреют; а время жатвы близится и лопата готова, чтобы
отделить плевелы от пшеницы. Страшусь, не нашлись бы между вами плевелы и не
преданы бы были огню неугасимому. Старайтесь, молю вас, старайтесь сохранить
себя от греха и спастись от геенны. Творите из себя чистую пшеницу Христову,
измелитесь в жерновах смирения, трудами постническими, чистотою, любовию,
молитвами, чтобы быть хлебом сладким для
Бога». Свою просветительную деятельность и
труды по устроению монастырей святая Евфросиния совмещала с заботой об
умиротворении соседей, предотвращая ссоры и распри между князьями, боярами и
простыми людьми. Всем желавшим жить благочестиво преподобная давала духовные
советы в соответствии с предписаниями Святой Церкви. Зная силу ее молитвы,
многие приходили к ней за духовной помощью и обретали
ее. Устроив обитель свою, дав ей правила,
преподобная Евфросиния уже в преклонных летах решилась выполнить давнее желание
свое — посетить святые места Палестины. Вверив обитель сестре своей Евдокии,
преподобная отправилась на восток в сопровождении князя Давида и сестры
Евпраксии. На пути своем она встретилась с императором Мануилом, шедшим против
венгров; потом в Константинополе была встреча с патриархом Лукою. Она посетила
Святую Софию, поклонялась святыням и в других местах столицы восточной и
продолжала путь в Иерусалим. Здесь, остановясь в русском монастыре Пресвятой
Богородицы, святая княжна несколько раз ходила на поклонение Живоносному Гробу
Господню и поставила над ним лампаду. Потом обошла разные места, ознаменованные
жизнью Спасителя, и в Русском монастыре занемогла. После 24 дней болезни предала
дух свой Господу 23 мая 1173 года. Тело почившей преподобной, по ее
завещанию, погребено было в обители прп. Феодосия, в паперти храма, там, где
покоились матери преподобных Саввы и
Феодосия. 3 октября 1187 года Иерусалим завоевал
султан Саладин, который потребовал от христиан в пятидесятидневный срок покинуть
город, предварительно выкупив свою жизнь. Монахи русского монастыря, возвращаясь
на родину, взяли с собой святые мощи русской княжны, которые были перенесены ими
в Киево-Печерскую лавру. В 1910 г. мощи прп. Евфросинии были торжественно
перенесены в Полоцк, в основанный ею монастырь, где они покоятся в настоящее
время. Прп. Евфросиния Полоцкая прославилась в
Русской Церкви как покровительница женского
монашества. |