Преподобный Лонгин был
основателем Николаевского Коряжемского монастыря. Прежде поселения своего
у речки Коряжемки преподобный Лонгин подвизался в обители преподобного
Павла Обнорского, или Комельского. Он прибыл в эту обитель в молодых летах,
прошел там длинный ряд различных послушаний, дожил до старческих седин и
приобрел немалую опытность в иноческой жизни, так что стал всем известен как
старец испытанный и достойный искреннего почитания. У него был друг и
собеседник в соседнем Корнилиеве монастыре — инок Симон, сольвычегодский
уроженец. Многолюдные общежития Павловой и Корнилиевой обители и
возраставшее к ним внимание братии тяготили скромных иноков Лонгина и
Симона. Они стали склоняться к мысли об уединенных подвигах вдали от
многолюдного братства. Можно предполагать, что Симон охотно вспоминал в
этих беседах о своей родине и восхвалял ее уединенные пустынные места,
весьма приспособленные к жизни отшельнической. Посему два друга
оставили свои монастыри и пошли искать себе для жительства такое место, где
бы, не развлекаясь ничем, неведомо для людей, всецело посвятить себя на
служение Богу. Преподобный Лонгин нес с собою деревянный крест, который ему дали
в благословение от обители. Это произошло в 1535 или в 1537 гг. Спустившись
водою от Вологды до Устюга, странники скоро достигли Сольвычегодска и на
некоторое время остановились в тамошнем Борисоглебском монастыре, а потом
отправились в дальнейший путь. Выйдя из города, они пошли вверх по левому берегу
реки Вычегды и, дойдя до устья речки Коряженки, остановились на ее берегу в
глухом лесу. Здесь они построили сперва келлию, а потом и
часовню. Однако блаженный Симон
недолго пробыл с Лонгином при устье Коряжемки. Пособив старцу устроиться,
он пошел далее по Вычегде, на речку Сойгу, за 60 верст от Коряжемки. Преподобный
Лонгин остался один и весь предался богомыслию, дни и ночи проводя в молитвах и
псалмопении. Скоро весть об отшельнике разнеслась по окрестностям, и к нему
стали приходить люди, желавшие разделить с ним пустынные труды. Напрасно старец
сперва пытался всем отказывать, представляя трудность жизни в пустом месте,
совершенное отсутствие средств к пропитанию и свое желание жить одному в
уединении и богомыслии. Такие речи еще более располагали к нему приходящих,
так что построенная им часовенка уже не могла вмещать всех поселившихся возле
него пустынников и надобно было позаботиться о построении молитвенного помещения
более обширного. Братия стали просить старца вместо часовни соорудить церковь и
учредить при ней правильное общежитие. Не так думал, не того желал
преподобный Лонгин для себя самого. Однако он принял желание братии за указание
свыше, и не решился инок, давно отрекшийся от своей воли, противиться воле
Божией. Он построил храм во имя святителя Николая, трапезу и другие
необходимые для общежития службы — так сложилась обитель Коряжемская, а
преподобный Лонгин был в ней игуменом. Время недолгого
управления его новой обителью богато примерами неусыпных трудов его и
духовной опытности. Преподобный Лонгин, несмотря на свои уже немолодые годы,
старался всех превзойти подвижничеством и трудами. Еще доселе сохранился
выкопанный им колодезь, устроенный в самой братской трапезе, а ныне стоящий
возле храма на открытом месте; цела и жесткая власяница, которой он изнурял
свое постническое тело. Блаженная кончина
преподобного Лонгина последовала 10 февраля 1540 г. Умирая, смиренный старец заповедал ученикам своим
похоронить его при входе в храм, чтобы все идущие в церковь и из церкви
попирали его могилу. Братия не смели ослушаться завещания и погребли своего
игумена «у лестницы папертныя», там, где он
приказал. Но Господь вскоре, еще
при жизни тех, которые погребали преподобного Лонгина, прославил тело его
нетлением и чудесами. В 1557 году устюжский воевода князь Владимир
находился в сильном расслаблении и не мог двинуть ни рукою, ни ногою; болезнь
его была так упорна, что лекарства не приносили больному ни малейшей пользы.
Находясь в столь безнадежном состоянии, воевода однажды увидел во сне старца,
который сказал ему: «Князь Владимир, если хочешь быть здоров, молись Богу и
обещайся вскоре побыть в Коряжемском монастыре и прикажи игумену и братии
перенести на иное место тело начальника того монастыря игумена Лонгина. Ибо
неприлично телу Лонгина почивать на том месте, где оно ныне
находится». Явившийся старец подробно рассказал, где
находится тело и куда перенести его. Пробудившись от сна, воевода весьма дивился
необычайности и ясности своего сновидения и решился немедленно отправиться на
Коряжемку. По прибытии в монастырь он
сам указал место, где был погребен преподобный, и куда следовало
перенести его, хотя до того времени не только никогда не бывал в монастыре, но
даже и не слыхал о нем. Когда, по его словам, гроб преподобного Лонгина был
вынут из могилы и перенесен в новую, близ северной стены церкви, князь тотчас же
сделался совершенно здоровым, как будто не подвергался болезни. Радуясь и
благодаря Бога и Его угодника за свое чудесное исцеление, он рассказал
игумену и братии о бывшем ему сновидении и приказал над гробом преподобного
устроить палатку или часовню. Когда слух об исцелении воеводы разнесся в
народе, многие стали приходить в монастырь и служить над горбом
преподобного панихиды, и все приходившие с верою получали исцеление от
болезней. Поразительное чудо произошло в
Коряжемском монастыре 11 февраля 1618 г. Игумен Феодосий с иеромонахом
Дионисием, священником Гавриилом и дьяконом Филиппом совершали соборную панихиду
в гробовой палатке; тогда инок Иродион
внезапно увидел среди служащих старца с сияющим постническим лицом и
круглой седой бородой, в светлых и драгоценных священнических ризах. Во все
время совершения панихиды Иродион пристально смотрел на него, удивляясь
внезапному его появлению между служащими и думая, кто бы это был, ему
неизвестный? Еще более он был поражен, когда по окончании панихиды старец стал
невидим. Когда Иродион тут же перед всеми с клятвой объявил о своем видении, то
все признали, что это был сам преподобный Лонгин, и стали усерднее
отправлять по нем панихиду. Агриппина, жена сольвычегодскаго кузнеца
Василия Худоногова, страдала падучей болезнью. Болезнь усиливалась, улучшения
неоткуда было ждать. Женщина дала обет сходить в Коряжемский монастырь и
поклониться гробу преподобного Лонгина. Исполняя обет, больная все время
пребывания в монастыре проводит за молитвой в гробовой палатке. Однажды, когда
она с особенным усердием и многими слезами молила преподобного о своем
исцелении, внезапно ее ударило о землю и так сильно, что она казалась
умершей. Мало-помалу, как бы пробуждаясь от тяжелого сна, Агриппина начала
двигаться, приходить в сознание и наконец села, чувствуя себя совершенно
свободной от страшного недуга. Заявив о
своем исцелении игумену и братии, она в благодарность
за полученную помощь, дала обещание три раза в год приходить на поклонение ко
гробу преподобного Лонгина. Другая женщина Анна, жена крестьянина
Пачеозерской волости Антипы Надозерского, подверглась отравлению. Злые люди,
покушавшиеся на ее целомудрие и отвергнутые ею, дали «ей отраву смертную,
чтобы не видеть красоты ее». Невозможно описать тех мучений, какие выносила
несчастная женщина. Боль в животе доводила ее до умоисступления. Облегчить
болезнь ничто не могло. Вспомнила больная о преподобном Лонгине и стала просить
мужа отвезти ее в Коряжемский монастырь. Вслед за тем она подверглась
страшному припадку, во всем теле ее не осталось места, каким бы она не
билась и не страдала. В то же время ей явился старец и обещал исцеление, если
она исполнит намерение поклониться гробу преподобного Лонгина. Очнувшись, она
рассказала о видении мужу, а тот поспешил везти ее в обитель. Здесь в церкви с
ней возобновился припадок, а когда вели ее ко гробу преподобного в палатку, то
она ударилась о землю и долго лежала как мертвая; пробудившись, она поднялась
здоровой и со слезами громко благодарила Бога и угодника Его преподобного
Лонгина. Устюжский священник Гавриил от церкви
великомученицы Варвары был долго нездоров ногами, так что совершенно не мог
ходить. После бесплодного лечения у разных врачей он попросил отвезти его в
Коряжемский монастырь. Здесь он был помещен в келлии против дверей гробовой
палатки. Однажды днем больной, выползши из келлии в сени и приоткрыв наружную
дверь, читал канон преподобному, со слезами прося себе исцеление. Во время
такой молитвы он вдруг слышит голос: «Гавриил, Гавриил!» Взглянув на часовню, он
увидел на дверях ее преподобного в блестящих священнических ризах и
призывающего его к себе. Больной напрягал все свои силы, с великим
трудом и нестерпимой болью в ногах полз к часовне, но когда он достиг
часовни, там никого уже не было. Священник припал ко гробу преподобного, молился
и во время молитвы выздоровел. Весною 1646 года крестьянин Лупп
Опухлянов из монастырской деревни Емышева поранил себе руку топором. В досаде и
ярости он начал сквернословить, проклинать тот день и
богохульствовать. Не успокоившись, побежал он из дома в лес и там почувствовал,
что слабеет, теряет сознание. Едва-едва добрался он домой. Долго болел
крестьянин. Болезнь его усилилась. Ждали, что он умрет, и уже напутствовали
его Святыми Тайнами. Но вот — это было 2 мая — он забылся и видит, что вошел к
нему светообразный старец, укорил его за
хулу на Бога и настаивал, чтобы он молился Богу и Пречистой Его
Матери и пошел в монастырь на поклон ко гробу преподобного. Родные думали,
что Лупп уже кончается, а он, очнувшись, рассказал о видении, начал поправляться
и скоро пошел в монастырь совершенно здоровым. Почитание преподобного благодаря
многочисленным чудесам распространялось. Епископ Вятский и Великопермский
Александр, бывший ранее (с 1643 по 1651 гг.) игуменом Коряжемского монастыря, 9
мая 1665 года приказал заложить в монастыре каменную церковь в честь
Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом святителя Николая, давал
средства на построение, а 9 февраля 1671 года освятил уже эту церковь. Место
погребения преподобного Лонгина пришлось теперь внутри церкви, при северной
стене, и над ним устроена была гробница, украшенная позолоченной резьбой и
покрытая пеленой с вышитым изображением преподобного и сказанием о
перенесении мощей его. Усердный почитатель преподобного Лонгина епископ
Александр составил ему и службу. Память Коряжемского подвижника празднуется
местно. Празднование преподобному Лонгину установлено епископом Вологодским
Онисифором, который занимал кафедру с 1114 по 1827
гг. |