В княжение на Руси
Святополка Изяславовича, известного своей жестокостью и несправедливостью, много
бед и страданий терпели киевляне. Страдания эти усиливались еще от постоянных
набегов на Киевскую область половцев и других соседних народов.
Постоянные войны с соседними народами, а также междоусобные грабежи и беспорядки
внутри государства были причиной обеднения и частых голодовок в русском
народе. В это тяжелое и печальное время из г.
Смоленска пришел в Печерский монастырь некий муж, именем Прохор, и обратился к
игумену Иоанну (1089—1103) с просьбой постричь его в иноки и принять в число
братии. Игумен исполнил его просьбу, и Прохор, приняв иноческий сан, с
особенным усердием стал подвизаться. Особенностью его подвижнической жизни было
то, что он лишил себя обычного хлеба, а собирал траву лебеду и, растирая ее
своими руками, делал себе хлеб и им питался. В летнее время он заготовлял
такого хлеба на весь год и так делал ежегодно, так что всю жизнь не
нуждался в обычном хлебе, а питался хлебом из лебеды и потому прозван Лебедник.
Кроме этого хлеба, он иногда только вкушал еще просфору в церкви, дома же лебеда
была единственной его пищей, даже зелени и овощей он не употреблял, а вода —
единственным питьем. Бог, видя терпение святого Прохора,
претворил для него обычную горечь лебеды в обычную сладость, и хлеб,
приготовляемый подвижником, доставлял ему приятное питание. Радовался
подвижник и в радости с благодарностью работал Богу. Не страшны были
подвижнику и набеги неприятеля, потому что жил он, как птица, ничего не имея.
Своей жизнью преподобный исполнял слова Спасителя: Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут,
ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их (Мф.
6, 26), и он, как птица, легко и с удобством переходил туда, где росла лебеда, и
оттуда переносил ее в монастырь на плечах.
И таким образом он питался несеянной пищей с непаханной земли, как
птица. Во дни этих подвигов преподобного
случился на Руси страшный голод, многим угрожала голодная смерть. Господь, желая
прославить Своего подвижника и спасти людей от голодной смерти, умножил в
это время произрастание лебеды, как никогда прежде, и блаженный Прохор с
особенным усердием собирал траву в большом количестве и, приготовляя из нее
хлеб, раздавал голодным неимущим. Некоторые сами хотели подражать
преподобному, приготовлять из лебеды хлеб, но не могли есть от горечи. И тогда
все нуждающиеся обращались за хлебом к святому Прохору, он никому не отказывал.
Хлеб, приготовленный им из лебеды, казался всем вкушающим его сладким и
приятным на вкус, лучше печеного из пшеницы. Но замечательно то, что только
хлеб, данный святым Прохором и с его благословения, был годный для пищи и
даже чистый и светлый на вид, а если кто сам его приготовлял или брал без ведома
и благословения преподобного, то хлеб становился черен, как земля, и
горек, как полынь. Один из братии задумал брать у преподобного хлеб тайно, но
каждый раз хлеб этот оказывался негодным для пищи. Инок стыдился открыть
Прохору свой грех, но голод и угрожающая ему голодная смерть заставили
рассказать об этом игумену Иоанну. Игумен, не поверив рассказу, приказал
другому брату тайно взять у преподобного хлеб, но принесенный им хлеб
действительно оказался негодным от чрезвычайной горечи. Держа этот хлеб в
своих руках, игумен послал к св. Прохору попросить хлеба от его благословения и
при этом поручил посланному «при уходе от преподобного захватить тайно и другой
хлеб». Когда эти хлебы были принесены, то первый, взятый из рук Прохора, был
чистый и сладкий, а второй, взятый тайно, был черен, как земля, горек, как
полынь. После этого слава чуда преподобного распространилась повсюду, и
прославил народ Господа, давшего Свою милость и помощь голодным через
преподобного. Во время междоусобной
борьбы Святополка с князьями владимирским и перемышльским, вследствие
государственных смут и неурядиц, беззакония и грабежей, не могли проезжать в
Киев купцы, не стало соли в Русском государстве — великая скорбь объяла
народ. Блаженный Прохор, видя
эту скудость, собрал со всех келлий множество пепла и, принесши его в свою
келлию, после усердной молитвы и благословения стал раздавать его
нуждающимся в соли, и пепел стал чистой солью. При этом, чем больше он его
раздавал, тем больше его умножалось, так что было этой соли в достатке не только
для иноков, но и для мирских людей. Всех нуждающихся в соли преподобный снабжал
и за это не брал никакой платы, и пошел народ за солью в монастырь, а базар
опустел. Купцы, намеревавшиеся
воспользоваться недостатком соли для своего обогащения и продававшие соль
по весьма высокой цене, озлобились на преподобного, так как народ, получая от
него даром, перестал покупать у купцов даже и за дешевую цену. Собравшись
вместе, торговцы солью пришли к князю Святополку с такой жалобой: «Прохор,
черноризец Печерского монастыря, отнял у нас большие деньги: всех неотступно
привлек он к себе за солью, а мы, платящие тебе подати, не можем сбыть
своей соли и через него разорились». Князь, выслушав их, задумал достигнуть
сразу двух целей — прекратить жалобы купцов и себе нажить большие деньги. Он, по
совету со своими приближенными, назначил определенную, весьма высокую цену
на соль, приказал отнять соль у блаженного Прохора и продавать ее на княжеском
дворе. Причем купцам сказал князь: «Ради вас пограблю монаха». О своей же наживе
скрыл от всех. После этого посланные от князя люди, приехав в монастырь, забрали
всю соль у преподобного. Когда соль была привезена во двор княжеский, то все
увидели, что это — пепел. Князь приказал некоторым попробовать, и во рту
оказался пепел. Все много удивлялись такой перемене и недоумевали. Но чтобы
вернее убедиться, князь приказал привезенное хранить до трех дней, но и после
этого, убедившись, что это пепел, приказал высыпать его за воротами своего
дворца. Между тем к блаженному
Прохору по-прежнему шел народ, чтобы получить соль, но узнав о его разграблении,
возвращался с пустыми руками, проклиная того, кто это сделал. Прохор, утешая
народ, говорил: «Когда соль будет высыпана от князя, тогда пойдите собирать ее
себе». И действительно, пепел,
выброшенный за ворота княжеского двора, снова стал солью, и народ с радостью
собирал ее себе. Узнав об этом, князь пришел в ужас и стал расспрашивать
подробнее о блаженном Прохоре. Узнав о подвижнической жизни Прохора и о его
чудесах не только с солью, но и с хлебом из лебеды, Святополк устыдился своего
дела, пошел в Печерский монастырь и примирился с игуменом Иоанном, к которому
прежде питал вражду за обличение в ненасытной алчности и обидах народу.
После этих чудес Святополк раскаялся, молитвенно просил прощения у Матери
Божией и преподобных Антония и
Феодосия, а блаженного Прохора стал чтить и уважать как истинного и
великого угодника Божия и однажды дал обещание Прохору не делать насилия и
обид никому впредь, а самому Прохору сказал: «Если я, по воле Божией, прежде
тебя отойду от этого мира, ты своими руками положи меня во гроб, чтобы показать
надо мною твое незлобие. Если же ты преставишься прежде меня, я своими руками
внесу тебя в пещеру, чтобы за то Господь подал мне прощение тяжкого моего
греха пред тобою». После этого разговора
Прохор прожил еще много лет в непорочном житии и суровых подвигах и потом
разболелся. А князь Святополк в то время находился в походе на половцев. Тогда
блаженный послал ему сказать: «Приблизился уже час исхода моего из тела. Если
хочешь исполнить свое обещание и получить от Бога прощение грехов, приди, чтобы
получить разрешение, и своими руками положи меня во гроб. Ожидаю твоего прихода.
Если же ты замедлишь и я отойду без тебя, то не моя будет вина и поход
окончится не так, как если бы ты пришел ко мне». Получив эту весть, Святополк
немедленно оставил войско и поспешил к блаженному Прохору. В своей
предсмертной беседе с князем блаженный много поучал его о милостыни к ближним, о
загробной жизни, о будущем суде, о вечных муках грешников, преподал ему
прощение и благословение и, простившись с ним и его свитой, воздел руки к
небу и предал свой дух в руки Божии. Князь с иноками, взяв
тело преподобного, отнес его в пещеру и своими руками положил его во гроб.
Затем снова возвратился к войску и, продолжая поход, одержал полную победу над
врагами, покорил себе Половецкие области и много пленных привел в свою землю.
Это и была победа, дарованная Богом Русской земле по предсказанию и молитве
преподобного Прохора. С тех пор князь Савятополк, отправляясь в поход или на
охоту, всякий раз предварительно заходил в Печерский монастырь за
благословением и с особым усердием молился перед образом и у гробов преподобных
Антония, Феодосия и Прохора. С этого времени вполне благополучно и
счастливо проходило княжение Святополка, получившее после многих кар
благословение Божие по молитвам преподобного Прохора, и сам князь Святополк
открыто исповедовал чудеса и знамения этого великого угодника
Божия. О силе молитвы
праведников Сам Бог говорил друзьям праведного Иова: «Пусть Иов, раб Мой,
помолится за вас, и Я ходатайство его приму, чтобы не поступить с вами худо»
(Иов. 42, 8). Св. угодник Божий Прохор и по кончине своей непрестанно
ходатайствует за православный русский народ пред Престолом Божиим. Будем
молиться, чтобы заступничеством сего угодника Божия и прочих святых Господь
хранил русский народ, избавляя его от голода и разных бедствий и
лишений и помогая ему во бранях с неверными врагами Православной
Церкви. Память преподобного
Прохора отмечается также 28 сентября/11 октября и во 2-ю неделю Великого
поста. |