10 января, в день памяти преподобного Павла Обнорского, или Комельского,
честно празднуется память одного из друзей и собеседников его —
преподобного Макария Писемского. Не сохранилось известий, когда началось
знакомство обоих отшельников. Древнее же предание говорит, что преподобный Павел
обрел преподобного Макария во время странствований своих по монастырям
прежде поселения в Комельском лесу, на реке Обноре, то есть до 1414 года.
Предание называет родиной преподобного Макария село Данилово,
расположенное по левому берегу речки Письмы, верстах в двенадцати от
пустыни, откуда берет свое происхождение дворянское семейство Писемских,
почитающее преподобного Макария в числе своих родичей. Первоначальное
научение иночеству преподобный Макарий получил от преподобного Сергия в славной
его обители, а отсюда, по любви к уединению, возвратился на родину и
поселился в густом лесу близ речки Письмы. Это место сохранило наименование
Старой Макариевой пустыни. Когда к отшельнику стал собираться народ и нашлись
многие, пожелавшие поселиться возле него, преподобный Макарий устроил небольшую
обитель в расстоянии версты от уединенной своей келлии и поставил
деревянную церковь во имя Преображения Господня. Возле этой церкви
преподобный и был впоследствии погребен. По устроении собственной обители
преподобный Павел не забыл о своем друге; со своей стороны, и преподобный
Макарий устроенную им на Письме пустынь не почитал чужою обители Павловой.
Единомыслие в разумении человеческой жизни и пользы уединения и безмолвия
сближало обоих отшельников, почему в основание устроенных им обителей положены
были, вероятно, общие начала монастырского жития. Но разную судьбу имели обители
духовных друзей: обитель Обнорская сделалась многолюдной, а Писемская
обитель оставалась небольшой пустынью. Однако связь между ними не прерывалась.
Грамоты царей Иоанна Грозного (1566 г.) и Михаила Феодоровича (1625 г.)
называют Макариеву пустынь в Шачебальском стану приписною к
Павло-Обнорскому монастырю. В описи Павло-Обнорского монастыря 1683
года упоминается образ преподобного Макария и преподобного Павла —
значит местное почитание подвижника в то время уже началось. О самом
монастыре в описи говорится: «Да Павлова же монастыря пустыня Макарьева в
Костромском уезде, в Шачебальском стану, на реке Писме, а в пустыни церковь
Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделом
преподобного Павла, Обнорского чудотворца, верхи шатровые. Да в том же приделе
гробница прп. Макария, а на гробнице покров, сукно черное, в средине висит
крест». При гробе прп. Макария совершилось такое
чудо. В конце XVIII столетия сгорела церковь, под которой был устроен деревянный
сруб над могилой преподобного, и на том месте, где находился этот сруб, не
только не заметили горящего дерева и углей, но даже и пепла; все это место
покрыто было необыкновенной росой. После пожара один любопытный зритель
захотел вскрыть надгробие и посмотреть, что там находится. За это он был наказан
слепотой. В
настоящее время мощи преподобного покоятся под спудом. На гробнице
находится икона преподобного Макария; под пеленою лежит его посох. От
1750 года хранится молитва преподобному. |