Святой благоверный князь Роман, Угличский
чудотворец, родился 1 октября 1235 года. Он был младшим сыном угличского
князя Владимира и княгини Фотинии и племянников святого князя Василька
Ростовского (+ 1238; память 4/17 марта). С детства святой князь Роман отличался
любовью к молитве, послушанием родителям и прилежанием к чтению Священных книг.
Он был утешением своему отцу, матери, брату и всему семейству. Святому
Роману было всего два года, когда Батый со своими полчищами двинулся на Русь.
Узнав о приближении татар к Угличу, отец святого Романа увез его
вместе со старшим братом Андреем в Новгород. Целые три года скитались они в
Новгородской области, и когда татары уже совсем оставили Россию, возвратились в
Углич. В 1248 году явились в Углич татарские чиновники; князь Владимир
отправился во Владимир и здесь умер в 1249 году. Чиновники хана нашли, что
Угличское княжество покорно хану и исправно платит дань. Потому старший сын
князя Владимира Андрей стал управлять княжеством Угличским. В 1261 году, по смерти
старшего брата, святой Роман 26-ти лет принял на себя управление княжеством. С
отеческой любовью заботился он о своих подданных и старался не столько об
умножении княжеской казны, сколько о благополучии вверенного ему Богом
княжества: строил и содержал больницы, странноприимные дома и богадельни. Многие
люди из соседних княжеств, прослышав о милосердии, щедрости и благонравии
святого князя Романа, переходили в его Угличский удел. Святой князь
Роман Владимирович также много потрудился для украшения столицы своего
княжества — города Углича. Он перестроил княжеский дворец, построил ряд
общественных зданий. Заботился святой князь Роман и о монастырях и храмах
Божиих. В течение 24 лет своего правления он построил и украсил богатыми
вкладами более 15 храмов. Святой князь Роман
Владимирович часто беседовал с опытными мужами того времени. Особенно он любил
посещать келлии монахов, ведущих благочестивую, подвижническую жизнь. В
1280 году скончалась жена святого благоверного князя Романа княгиня
Александра. С того времени он всецело посвятил себя подвигам поста, молитвы,
благотворительности и благочестия. Каждый день святой Роман присутствовал
на богослужении, много времени уделял чтению духовных
книг. Святой князь прославился
также построением в своем княжестве нового прекрасного города, который был
назван в честь основателя Романовым (ныне г. Тутаев). Летописи сохранили
подробности его постройки. Святой князь выбрал для него место на высоком берегу
Волги. Там была заложена церковь в честь Воздвижения Честного Креста
Господня. Святой князь сам указывал, где и что должно быть в городе
построено. Во время правления
святого князя Романа Угличское княжество разрослось и укрепилось. Предвидя
кончину, он созвал бояр и духовенство к своему ложу и завещал им жить в мире,
любви и согласии, как родным братьям. После его смерти Угличское княжество
перешло в удел ростовских князей, так как святой князь Роман умер
бездетным. Преставился к Богу
святой князь Роман 3 февраля 1285 года. Тело его было погребено в церкви
Преображения в Угличе. Мощи святого Романа в 1486 году были обретены нетленными
и перенесены в новую соборную церковь Преображения. По распоряжению
патриарха Иова мощи были освидетельствованы Казанским митрополитом
святителем Ермогеном (будущим патриархом) в 1595 году, после чего последовало
прославление святого. В 1605 году святые мощи князя Романа были сожжены поляками
вместе с храмом, но частицы их сохранились. О святом князе Романе в
1605 году было написано житие Семеном Олферьевым и иноком Сергием, но оно
погибло во время разорения Углича в 1609 г. Первая служба святому
князю Роману происходит из Угличского Спасо-Преображенского собора. Ко
второй службе XVII века сделана приписка: «Лета 6793 (1285). Преставление
святого благоверного князя Романа Угличскаго, нового чудотворца. А обретение
честных мощей на основании храма во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса
Христа Боголепного Преображения. А память святого благоверного князя Романа
октября в 1-й день, на память святого Романа Певца кондакореви. А
проявление преславных чудес его лета 7113 (1605), февраля в 3-й день, на память
святого праведного Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Повесть, стихиры
же и каноны сотворены по благословению великого святейшего кир Иова,
патриарха Московского и всея России, труды и тщанием Симеона Олферьева, да
инока Сергия честныя обители Пресвятыя Троицы Даниилова монастыря Переяславля
Залесскаго». |