В рукописных святцах
Симеон, епископ Тверской, поставлен между святыми Русской Церкви. Летописи
разных времен, говоря о нем, называют его «преподобным епископом», чем
показывают в нем подвижническую, святую жизнь. Блаженный Симеон был
седьмым Полоцким епископом и первым епископом Тверской епархии. Происходил
он из рода князей полоцких. Кафедра святого первоначально была в Полоцке, но
враждебные нападения и распри литовских князей, убийство в 1263 году полоцкого
князя, его племянника, принудили переселиться в Тверь. В то же самое время
тверской князь Ярослав Ярославич стал великим князем России и любимую им Тверь
избрал в свой престольный город. Благоверный князь принял блаженного
пастыря со всей любовью и наделил его Тверскую кафедру богатыми
именьями и угодьями. Епископ Симеон управлял
паствой как один из лучших пастырей Церкви; своими высокими умственными и
нравственными качествами души он приобрел всеобщее уважение. Летописец говорит,
что святитель тот был «смыслен зело и силен в книгах Божественнаго Писания,
учителен, добродетелен, нищия и сироты и вдовицы жаловаше, и обидимых
заступляше, и насилуемых избавляше», без боязни говорил правду князьям и
вельможам. Памятники древности передают разговор св. Симеона с полоцким князем
Константином, который, желая посмеяться над своим тиуном (судьей), за обедом
спросил у святителя: «Где будут тиуны на том свете?» Симеон отвечал: «Тиун будет
там же, где и князь». Князю это не понравилось, и он сказал: «Тиун судит
неправедно, берет взятки, мучит людей, а я что худое делаю?» Владыка объяснил
ему: «Если князь добрый и богобоязненный, жалеет людей, любит правду и поставит
тиуна — человека доброго и богобоязненного, умного и правдолюбивого, то
князь будет в раю и тиун его с ним. Если же князь без страха Божия, не
жалеет христиан, не думает о сиротах и вдовах и поставляет начальника
злого, нерассудительного, а только бы доставлял ему деньги, пускает его, как
голодного пса на падаль, губить людей, то и князь будет в аду, и тиун его с ним.
Говорю вам, князьям и наместникам: утешайте печальных, избавляйте слабых из руки
сильных. Богатые обижают их, и они к вам приходят как к защитникам
добрым. Вы же, князья и наместники, подобны дождевой туче, пущающей воду над
морем, а не над землей жаждущей. Вы тем даете и помогаете, у которых
много серебра и золота, а не тем,
которые не имеют ни пенязя; бедных отдаете в рабство, а богатых
наделяете щедро». Это свободное, бестрепетное обличение сильных земли, это
чистое сознание требований правды древность русская почтила тем, что вынесла его
в общие руководства правосудия. По летописи, блаженный пастырь в 1271
году с любовью отдавал последний долг любви и уважения почившему благотворителю
своему великому князю Ярославу Ярославичу, скончавшемуся на пути из Орды. Князя
привезли в Тверь для погребения. «Тверской епископ Симеон совершил над ним
обычное надгробное пение, и его положили в соборном храме св. Космы и
Дамиана». Юный княжеский сын Михаил (+ 1318; память 22 ноября/5 декабря) стал
воспитываться под руководством
святителя. В 1276 году пожар истребил жилые строения
города Твери; истреблены были все храмы, за исключением одного. Заботливому
святителю много надо было употребить трудов для построения дома
святительского и храмов. В 1282 году снова был пожар в Твери. Ветхий
деревянный кафедральный храм св. Космы и Дамиана был разобран и на его месте в
1285 году святитель основал каменный кафедральный храм в честь
Спасителя. Какой сердечной преданностью и любовью
св. Симеон пользовался у своих пасомых, можно видеть из следующего: «1286 г.
Литва повоева Тверскаго владыки церковную волость Олешню и прочая...»
и ограбили их. Тверитяне добровольно, сами собой бросились за
хищниками, догнали их и отняли все награбленное. И князь, каков был святой
Михаил Ярославич, употребил все, чтобы новый собор строился без замедления и
остановок, но прочный великолепный храм не мог быть построен скоро. Святитель,
чувствуя, что при его старости не доживет он до освящения нового собора, и
скучая без служения при кафедре, столько отрадного для печальной старости,
освятил (в 1287 г.) в созидавшемся соборе
подвижной престол, чтобы молиться здесь вместе с паствой пока может. А храм был
освящен преемником его, епископом Андреем, в 1290
году. Святой Симеон скончался 3 февраля 1289
года, в летописи под 1289
г. записано: «Преставися блаженный епископ Симеон
Тверский... и положиша тело его в церкви св. Спаса на правой стороне, февраля в
3-й день». |