Святитель Симон, епископ Владимирский и
Суздальский, был первым епископом Владимиро-Суздальской земли. Иисус, сын Сирахов, написав о Симоне,
сыне Ионине, говоря: Симон, сын Ионин, иерей великий, иже в животе своем
сострои дом и во дни своя утверди церковь; и еще: — яко звезда утренняя
посреде облаков, аки луна полна во днех своих, яко солнце сияюще на церковь
Вышняго (Сир. 50, 1, 6, 7). То же самое достойно сказать и написать и о
преподобном отце нашем Симоне, епископе Владимирском и Суздальском, вторым,
после блаженного Нестора, свидетеле и писателе св. житий Печерских. Ибо сей
преподобный поистине устроил дом Божий: житием своим святым утвердил Церковь
Христову; прославил ее назидательными повествованиями о жизни святых, как
один из тех добрых пастырей, которых обещал Господь, говоря через пророка
Иеремию: Дам вам пастыри по сердцу Моему и упасут вас разумом и учением
(Иер. 3, 15). И поэтому все, чем прославился Симон, сын Ионин, добрый пастырь и
хранитель закона иудейского, поистине свойственно и преподобному Симону,
пастырю Владимирскому и Суздальскому. Блаженный Симон, приняв иноческий образ
во св. Печерском монастыре, стал подвизаться в добродетелях, которыми украшались
святые отцы Печерские. Вспоминая дела и подвиги первого строителя, преподобного
Феодосия, Симон и сам стал подражать ему и научился делам утверждения и
укрепления церкви и устройства ее. Размышляя о подвигах святого первоначальника
Антония, этого лучезарного светоча, просветившего всех светом добрых дел своих,
блаженный Симон устремлялся и сам по стопам сего великого инока и унаследовал
равноангельское угождение Господу в безмолвии. От преподобных, умножившихся, как
звезды, Симон навык смиренному послушанию. И посему, как истинное зерцало,
изображая в себе прекрасные светила небесные — звезду, луну и солнце —
блаженный Симон и сам проявлял из себя свет звездный, лунный и солнечный. Он
усердно подвизался в святом монастыре Печерском, подобном небу, и сам Симон
уподоблялся своими подвигами звезде утренней, всегда подражая Пресвятой
Богородице, прекрасной, как луна, и славной, как солнце. Сколько было у него
сил, он усердно служил Матери Божией, пребывая постоянно в великом смирении,
усердной молитве, как общей с братией, так и
уединенной. Когда сей святой Симон просиял подвигами
своими по многим окрестным странам, так что был даже известен в странах весьма
отдаленных, случилось, что в то время архиерейский престол епархии Владимирской
и Суздальской не имел своей главы. «Церкви же прилично украшаться звездным
венцем», как пишет святой Иоанн в своем Апокалипсисе. В это время, по изволению
Начальника пастырей — Иисуса, блаженный Симон, от всего сердца возлюбивший
Пречистую Матерь Божию, был призван Богом на престол епископский для управления
Богом хранимыми городами — Владимиром и Суздалем. Таким образом укрепился венец
церкви той светом звездным. В начале XIII века (1206
г.) был он назначен игуменом монастыря в честь Рождества
Пресвятой Богородицы во Владимире. В 1215 году великий князь владимирский
Георгий II Всеволодович, желая избежать зависимости своего епископа от
архипастыря Ростова Великого, решил основать отдельную епархию под
названием Суздальской, Владимирской, Юрьевской и Тарусской. На эту вновь
образованную кафедру, по желанию великого князя, был возведен святой
Симон. Константин, брат Георгия, в 1217 году
вытеснил из Владимира великого князя, который удалился в бедный городок
Радивилов; с ним сюда же прибыл и Симон. Но когда Константин примирился с своим
братом и возвратил ему Владимир, тогда и Симон «опять вступил в свою епископию
во Владимире». В 1218 году в присутствии великого князя Георгия Симон освящал
храм в Рождественском монастыре, а в 1225 году освящал соборный храм в Суздале,
воздвигнутый на месте древнего разрушавшегося собора. Великий князь так любил
Симона, что готов был открыть епископскую кафедру в г. Суздале для его друга —
инока Поликарпа из Киево-Печерского монастыря, которого обуревал дух честолюбия.
Но святитель Симон, видя духовное состояние Поликарпа, отговорил великого князя
от его намерения, а самому Поликарпу написал глубоко назидательное послание, в
котором он преподал своему другу наставления против его душевных
недугов. Блаженный Симон долгое время подвизался,
как ревностный пастырь, усердно и внимательно заботившийся о своей
пастве; и следует заметить, что преподобный весьма успешно проходил служение
свое. На престоле архиерейском он с неусыпной бодростью прилежно пас
духовное стадо свое. Так он весьма заботился о сохранении и водворении между
людьми мира, учил всех самим делом своим терпению. Всегда трудясь в Христовом
вертограде паствы своей, наставлял всех делом и словом чистоте духовной, поучал
всех непрестанной молитве к Богу, всегда благодарил Его, даже среди скорбей
своих, и к тому же поучал паству свою. Он укоренял милосердие и любовь к
ближнему, а также — постоянную мысль о Боге. В то же время святой не оставлял и
трудов своих иноческих, всегда представляя в мысли своей труды и подвиги честных
подвижников Печерских и радуясь душею своею о том, что Господь сподобил его в
сей честной обители принять образ иноческий и быть как бы сожителем сих
святых. Сей блаженный Симон настолько изучил
подвижническую жизнь святых угодников Печерских, что как бы написал ее на
скрижалях сердца своего; поэтому он восхотел, чтобы и прочим благочестивым людям
была известна жизнь Печерских подвижников; а для этого он решил составить
письменное описание подвижнической жизни Печерских иноков. Следует
заметить, что в это время, по причине многочисленных войн и усобиц было утеряно
много книг, так что многие события, описанные в этих книгах, начинали приходить
в забвение. Ввиду этого блаженный Симон с большим усердием разыскивал всех
очевидцев того или другого чудесного события, случившегося в Печерской обители,
и все полученные таким образом сведения преподобный собирал в одно целое,
трудясь, как мудрая пчела. Потому-то он и просветил нас светом, так как описал
чудеса преподобного Антония, преподобного Феодосия. Ко всему этому блаженный
Симон присовокупил сказание о святой, небесам подобной, церкви Печерской,
престол которой поистине сиял, как солнце и как луна полная.
Из сочинений сего блаженного Симона
видно, что он имел великую любовь ко Пресвятой Богородице и к преподобным отцам
— Антонию и Феодосию Печерским, так что с сими преподобными обитал духом и умом
своим как бы в одной пещере, несмотря на то, что телом своим жил в своей
епархии. Симон выказывал больше всего любовь и
ревность к Пресвятой Богородице и обители Ее Печерской. И во дни жизни своей он
удостоился видеть великое знамение: Пресвятая Владычица Богородица явилась
на небе, окруженная ликами святых угодников Божиих под видом звезд, а вблизи
Богоматери Антоний и Феодосий, как солнце и луна среди всего сонма звезд
небесных. Великий в добродетели своей, св. Симон был проникнут необычайным
смирением и служил одним из лучших примеров этого рода добродетели. Будучи
епископом, писал он в послании своем, дабы подражали Самому Господу, сказавшему:
научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен
сердцем.
Этот добрый пастырь потрудился довольно
продолжительное время, питая духовных овец своих пищею нетленною, ведущею в
жизнь, так как предлагал всем пасомым своим жития святых, подвизавшихся в
обители Печерской, и «в письмени», и самым делом жизни
своей. Перед своей блаженной кончиной,
последовавшей, по свидетельству летописи и надписи на гробнице, 22 мая 1226
года, святой епископ принял схиму. Пробыв двенадцать лет на архипастырском
престоле, блаженный Симон отошел к пастырям, восседающим на двенадцати
престолах, и к Самому Пастыреначальнику, Господу Иисусу, дабы восприять от
Него неувядаемый венец славы. Святитель Симон был погребен во
Владимирском Успенском соборе. Существовало мнение, что мощи святителя по
его завещанию были перенесены в пещеры Киево-Печерской лавры. Это мнение
ошибочно, так как в Антониевых пещерах почивают мощи Симона, епископа
Ростовского и Суздальского, жившего в конце XI и первой половине XII вв. Он был
епископом в Ростове после епископа Ефрема, и о нем известно, что погребен в
Киево-Печерской лавре. О погребении святителя Владимирского и Суздальского
Симона в Успенском соборе свидетельствует хранившаяся там выписка из книги о
поминовении усопших, погребенных в соборе. В ней говорится: «По государеву,
цареву великаго князя Иоанна Васильевича всея России указу, по книгам пети
панихиды... по Владимирским по пяти владыкам пети в год по одной панихиде на их
памяти». Среди имен архиереев указан и епископ Симон. В той же рукописи сказано:
«служить панихиды всем собором, туто, где кто лежит». Таким образом во времена
Иоанна Грозного не сомневались, что святитель Симон погребен в Успенском соборе.
О нахождении мощей святителя Симона в Успенском соборе свидетельствует также
следующий факт. В 1882—1884 гг. во время реставрации собора было произведено
восстановление надгробной плиты на гробнице святителя Симона. Во время этих
работ через отверстие в плите были видны святые останки святителя Симона. Об
этом рассказал очевидец протоиерей Александр Виноградов в «Истории Успенского
Владимирского собора», изданной в 1891
году. В летописи святой Симон назван
«учительным и милостивым». Ему принадлежат многочисленные труды. Поучительное
послание святителя к Поликарпу, монаху Киево-Печерской обители, положило начало
Киево-Печерскому Патерику, где в живых назидательных примерах из жизни
Киево-Печерских подвижников указывает высокие образцы христианских
добродетелей: смирения, терпения, безропотного перенесения бедствий и т.
п., а в заключение указывает Поликарпу высокое значение Киево-Печерской лавры, в
которой он, епископ богатой епархии, желал бы быть последним послушником.
Святитель описал чудеса преподобного Антония Печерского и составил жития многих
Печерских угодников. Известно его описание устроения гробницы преподобного
Феодосия Печерского. Святитель Симон — автор «Сказания о святой чудотворной
церкви Печерской Киевской, како создася, украсися и освятися». Все эти труды
святого Симона были занесены преподобным Нестором в первую часть
Киево-Печерского Патерика. А во вторую часть вошли послания к Поликарпу, в
которых святитель предложил сведения о жизни многих подвижников Печерских,
сиявших, как звезды, подвигами своими. Упомянутое же выше «Сказание» впервые
вышло отдельными изданиями в Киеве в 1701 году. Перу святителя Симона
принадлежит вся третья часть Печерского
Патерика. |