СОБОР ПРЕПОДОБНЫХ ОТЦОВ
КИЕВО-ПЕЧЕРСКИХ,
В ДАЛЬНИХ ПЕЩЕРАХ
ПОЧИВАЮЩИХ
(память 28 августа/10
сентября)
Колыбель русской иноческой жизни,
Киево-Печерская лавра, основанная в 1051 году преподобными Антонием и Феодосием
Печерскими, распространяла сияние великих духовных подвигов по всей земле
Русской. Монахи Киево-Печерского монастыря стали первыми тружениками
русского иноческого подвижничества. Их молитвенные подвиги воодушевили
последующие поколения на великие духовные труды. Эта обитель, по словам Киево-Печерского
Патерика, была поставлена «слезами, пощением, молитвой, бдением».
Преподобный Антоний, говорит один из авторов Патерика, «не имел ни золота, ни
серебра, но приобрел все слезами и постом». В бытность игуменом преподобного
Феодосия лавра жила милостыней, которую в изобилии получала от князя и от мирян,
привлекаемых благочестием и святостью жизни монашеской
общины. Приняв монастырь на свое попечение по
благословению преподобного Антония, преподобный Феодосий усугубил в нем
воздержание, «великое пощение и молитву со слезами»; когда же число братии
превысило 100 человек, он стал искать подходящий монастырский устав для
устроения внутренней жизни монастыря. Преподобный Феодосий избрал
Студийский устав, который в дальнейшем был заимствован у Киево-Печерской
лавры другими русскими монастырями. В условиях строгой монастырской жизни и
каждодневных аскетических подвигов иноки Киево-Печерской обители, как
«светила, сияли на Руси». «Одни были крепкие постники, другие подвизались в
бдении, иные на земных поклонах; иные постились по дню и по два, иные ели хлеб с
водою, иные одну вареную зелень или одну сырую», — свидетельствует
Киево-Печерский Патерик. Большое внимание уделялось в обители
послушанию: «Меньшие покорялись старшим и не смели говорить перед ними; но все
делали с покорностью и с великим послушанием». В обители царила истинно христианская
любовь в отношениях между братией. В Патерике особо отмечается взаимная забота
иноков друг о друге, попечение о младших со стороны старших насельников,
которые «научали меньших и утешали как детей возлюбленных. Если брат впадал в
какое-нибудь прегрешение, другие утешали его и по великой любви своей епитимию
разделяли трое или четверо... Если который-нибудь брат уходил из монастыря, все
братия сильно печалились о том; посылали за ушедшим и, призвав его в
монастырь, шли к игумену, кланялись, просили за него и принимали в
монастырь с радостью. Такие-то были любящие, воздержные постники!» — восклицает
инок Киево-Печерской обители прп. Нестор Летописец. Живя милостыней мира, монастырь и сам
стремился помогать от своих избытков сирым, голодным и неимущим людям.
Неподалеку от Киево-Печерской лавры преподобным Феодосием был построен
странноприимный дом для нищих и больных, которым оказывалась всемерная помощь.
Каждую субботу монастырь отправлял в город воз хлеба, предназначенного для
заключенных в тюрьмах. Бывали случаи, когда милостыня оказывалась даже
разбойникам, пойманным на попытке ограбления монастыря, против которых в духе
великой христианской любви не возбуждалось никакого
преследования. Из всех аскетических подвигов особое распространение среди иноков
Киево-Печерской лавры получило затворничество. Претерпевая великие искушения,
подвижники выходили из них победителями благодаря глубочайшей вере,
многотерпению, беспредельной верности Богу, усердной непрестанной
молитве и суровому подвигу. Среди преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих
в Дальних пещерах, память которых Церковь празднует 28 августа/10 сентября,
более половины прославились затворничеством и великим
постничеством. В число этих преподобных отцов входят иноки, совершавшие свой духовный
подвиг в разные периоды времени — с XI по
XV вв. О каждом из них не сохранилось подробных житийных сведений, за
исключением имени, времени несения подвигов и указания о том, на какой
стези тот или иной инок нес духовные труды и подвиги. В общем списке празднуемых
28 августа/10 сентября преподобных отцов Киево-Печерских Церковь чтит память
следующих подвижников: преподобный Феодосий Великоименитый (+1074;
память 3/16 мая; 14/27 августа и 2/15 сентября); Моисей чудотворец (XIII—XIV
вв.; память 28 июля/10 августа); Лаврентий затворник XIII—XIV вв.; память
20 января/2 февраля); Иларион схимник (+1066; память 21 октября/3 ноября);
Пафнутий затворник (XIII в.; память 15/28 февраля); Мартирий диакон (XIV в.;
память 25 октября/7 ноября); Феодор, князь Острожский (+ок. 1483; память 11/24
августа); Афанасий затворник (XIII в.; память 2/15 декабря); Дионисий
иеромонах, затворник (XV в.; память 3/16 октября); Феофил, епископ Новгородский
(+ок. 1482; память 26 октября/8 ноября); Зинон постник (XIV в.;
память 30 января/12 февраля); Григорий чудотворец (XIV в.; память 8/21 января);
Ипатий целебник (XIV в.; память 31
марта/13 апреля); священномученик Лукиан (+1243; память 15/28 октября);
Иосиф Многоболезненный (XIV в.; память 4/17 апреля; Павел Послушливый (XIII в.;
память 10/23 сентября); Сисой схимник (XIII в.; память 6/19 июля); Нестор
Некнижный (ХIV в.; память 27 октября/9 ноября); Памва затворник (+1241; память
18/31 июля); Феодор молчальник (XIII в.; память 17 февраля/ 1 марта);
Софроний затворник (XIII в.; память 11/24 марта); Панкратий иеромонах,
затворник (XIII в.; память 9/22 февраля); Анатолий затворник (ХIII в.; память
3/16 июля); Аммон затворник (XIII в.; память 4/17 октября); Мардарий
затворник (XIII в.; память 13/26 декабря); Пиор затворник (ХIII в.;
память 4/17 октября); Мартирий затворник (ХIII—ХIV вв.; память 25 октября/7
ноября), Руф затворник (XIV в.; память 8/21 апреля); Вениамин затворник (XIV в.;
память 13/26 октября); Кассиан затворник (XIII—XIV вв.; память 8/21 мая);
Арсений Трудолюбивый (XIV в.; память 8/21 мая); Евфимий схимник (XIV в.;
память 20 января/2 февраля); Тит воин (XIV в.; память 27 февраля/11 марта);
Ахила диакон (XIV в.; память 4/17 января); Паисий (XIV в.; память 19 июля/1
августа); Меркурий постник (XIV в.; память 24 ноября/6 декабря); Макарий
диакон (XIII—XIV вв.; память 19 января/1 февраля); Пимен постник (XII в.; память
8/21 мая); Леонтий (память 8/21 июня) и Геронтий канонархи (XIV вв.; память
1/14 апреля); Захария постник (XIII—XIV вв.; память 24 марта/6 апреля); Cилуан
схимник (XIII—XIV вв.; память 10/23 июня); Агафон чудотворец (XIII—XIV вв.;
память 20 февраля/4 марта); Игнатий архимандрит (+1435; память 20 декабря/2
января); Лонгин вратарь (XIII—XIV вв.; память 16/29
октября). |